Museum Sil Powietrznych в Deblin .
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://bmpd.livejournal.com
и других источников найденных мною в инете и литературе.
WSK/LWD/PZL TS-9 Lunak-3 регистрационный номер 17. Не удалось пока выяснить историю этого самолета,но восстановлен он очень качественно и не удивлюсь,если до летного состояния.
Организованное в 1952 году в институте авиации в Варшаве конструкторское бюро, возглавляемое Тадеушем Солтыком, предложило следующую модификацию самолета Junak-2 с каплеобразным фонарем, убирающимся шасси и рядом других усовершенствований. Однако этот проект TS-7 Chwat не нашел поддержки и остался только в рабочих чертежах.
Но в это самое время ВВС Польши начали осваивать первые реактивные истребители - Як-23, МиГ-15, и возникла потребность в учебном самолете с трехопорным шасси с носовой стойкой. Поэтому Солтык внес изменения в конструкцию Junak, снабдив его фиксированным трехопорным шасси с носовой стойкой, новым воздушным винтом, коротковолновой радиостанцией и радиокомпасом. Машина получила обозначение TS-9 и имя Junak-3.
Испытания прототипа начались 7 августа 1953 года. Первый полеты совершили летчики-испытатели Andrzej Ablamowicz и Wiktor Pelka. Junak-3 успешно прошел летные испытания и был сертифицирован для массового производства. В 1954 году началось производство в WSK Okecie, заменив на конвейере Junak-2. Всего было изготовлено146 экземпляров. Таким образом, было произведено в общей сложности 251 самолета этого типа, во всех версиях, предназначенных для военных летных школ и аэроклубов.
Junak-3 начал службу в OSL Dablin в 1954 году. В воздухе он неоднократно демонстрировался по случаю праздников и авиасалонов. Например, во время авиационного праздника 26 августа 1956 г. в Варшаве, воздушную акробатику показывала группа из трех Junak-3, пилотируемых женщинами - пилотами ВВС Польши: майором Sosnowska, капитаном Andrychowska и поручиком Kaminsky.
С 1956 года военно-воздушные силы начали постепенно передавать машины этого типа в аэроклубы. Первая партия была введена в мае и июне 1956 г., а далее постепенно в течение ближайших лет. В период 1956-1961 ВВС передало 93 спортивных самолетов Junak-3: 1956 - 15 шт., 1957 - 11 шт., 1958 - 11 шт., 1960 - 37 шт. и 1961 - 19 шт.
Последний Junak-3 SP-BOG был исключен из реестра воздушных судов 11 октября 1972 г. В музее авиации космонавтики в Кракове находятся представители всех версий этого семейства: Junak-1 SP-GLA, Junak-2 SP-ADM и Junak-3 SP-BPL.
Кресло брезентовое,под парашют.
Остекление фонаря такое,которое проще и дешевле сделать.
Вид на заднюю кабину сверху.
На Junak-3 устанавливалось следующее радионавигационное оборудование: коротковолновая радиостанция, радиокомпас и переговорное устройство.
Крыло - двухлонджеронное, трехсекционное, трапецевидное. Средняя часть представляла собой неотъемлемую часть фюзеляжа и имела решетчатую структуру из стальных труб. Консоли крыла были деревянной конструкции. Покрытие кессонов была изготовлено из фанеры, оклеенной полотном. Остальная часть крыла обшита полотном.
Хвостовое оперение - трапецевидное, деревянной конструкции. Неподвижные части покрыты фанерой, рули управления - полотном.
Общий вид сзади.
На самолетах Junak-2 и Junak-3 имелись металлические закрылки, управляемые вручную. В левом крыле находилась фара для посадки в ночное время.
Фюзеляж - пространственная решетка, сваренная из стальных труб, обшитая деревянными планками. Покрытие передней части - панели, остальной - полотно. Передняя кабины была предназначена для инструктора, задняя для ученика. Передняя часть фонаря кабины открывалась вбок на правую сторону, задняя - скользила назад на роликах по рельсам.
Общий вид зала.
Основной топливный бак был помещен в левой части крыла. В версии Junak-3A дополнительный топливный бак размещался в корпусе, перед кабиной экипажа. В версии Junak-3B дополнительные баки были размещены в носу левой половины крыла и под фюзеляжем.
Силовая установка - радиальный двигатель М-11ФР1мощностью 118 кВт (160 л.с.). Каждый цилиндр закрыт колпаком(но в нашем случае почему то этих колпаков нет). Запуск двигателя производился сжатым воздухом. Двухлопастной деревянный винт фиксированного шага. На Junak-3 устанавливался винт LWD J-6 диаметром 2,05 м.
Модификации:
Junak 1 прототип
Junak 2 первый серийный вариант, 105 построено.
TS-9 Junak 3 неубираемое шасси с носовой стойкой, 146 построено.
ЛТХ:
Модификация TS-9
Размах крыла, м 9.92
Длина самолета,м 7.75
Высота самолета,м 2.50
Площадь крыла,м2 17.50
Масса, кг
пустого самолета 818
максимальная взлетная 1080
Тип двигателя 1 ПД М-11ФР
Мощность, л.с. 1 х 160
Максимальная скорость, км/ч 205
Крейсерская скорость, км/ч 180
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 180
Практический потолок, м 4100
Экипаж, чел 2