Aerotécnica AC-12
Aerotécnica AC-14
Museo del Aire,Мадрид(Испания).
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый вертолет это поршневой Aerotecnica AC-12 с регистрационным номером Z-2-6,серийным номером 6 и военным кодом 75-6.
Компания Aerotecnica S.A. была организована в начале 50-х годов в Мадриде. Главным конструктором компании стал француз Жан Кантинье (Jean Cantinieau), который еще будучи инженером французского концерна Sud Ouest (SNCASO) спроектировал легкий одноместный вертолет Matra-Cantinieau MC-101. Этот вертолет стал был построен в Испании уже с новым обозначением AC-11 (Aerotecnica-Cantinieau-11).
Вслед за AC-11 последовал первый испанский вертолет AC-12 Pepo, отличавшийся от своего предшественника цельнометаллическим фюзеляжем типа монокок, двухместной кабиной, "спинным плавником" и новым двигателем Lycoming O-360-B2A мощностью 170 л.с.
Первый полет вертолета состоялся в 20 июля 1954 года. Кроме двух прототипов было заказано еще строительство небольшой серии вертолетов из десяти машин. Все они были поставлены в Escuela de Helicopteros в 1961 году под обозначением Z-2 (EC-XZ-2).
В ноябре 1964 года их заменили американские Bell 47 (прошедшие корейскую войну из за чего оказавшиеся в три раза дешевле AC-12).
В этом же году AC-12 передали в INTA, где использовались для различных экспериментов до 1967 года, после чего они были списаны.
Насколько я понял как минимум три экземпляра из этой серии из 12 машин,сохранились в различных авиамузеях Испании.
Этот вертолет имеет традиционную систему с рулевым винтом.
Непонятно почему трубки поломаны. Вообще кабина могла быть как с остекленением,так и без него.
Краткое описание вертолета в музее.
Общий вид.
ЛТХ:
Модификация AC-12
Диаметр несущего винта, м 8.50
Длина,м 8.30
Высота ,м 2.75
Масса, кг
пустого 490
максимальная взлетная 770
Тип двигателя 1 ПД Lycoming O-360-B2A
Мощность, л.с. 1 х 170
Максимальная скорость, км/ч 140
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км 340
Скороподъемность, м/мин 258
Практический потолок, м 2290
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2
А теперь перейдем к турбовальному вертолету Aerotecnica AC-14 с регистрационным номером Z4-06,серийным также номером 6.
Еще одним направлением работы Жана Кантинье была разработка вертолетов с реактивной компенсацией вращающего момента. В 1955 году началось проектирование первоначально трехместного вертолёта Aerotecnica AC-14. В качестве основной базы, инженеры-конструкторы использовали вертолет Aerotecnica AC-12, который боле-менее успешно себя зарекомендовал в ВВС Испании. Чертежи AC-14 позже были проданы компании Nord.
Nord построила два опытных образца под обозначением Nord N.1750 "Norelfe". Однако вскоре они были проданы обратно Кантинье, к тому времени уже работавшему в испанской Aerotecnica S.A., где были обозначены AC.13A.
Там на их базе был построен пятиместный вертолет AC-14 с более мощным ГТД Turbomeca Artouste IIB1 (400 э.л.с.).
Вертолёта Aerotecnica AC-14 имел увеличенную длину по сравнению со своим предтечей Aerotecnica AC-12, что позволило разместить на борту до 5 человек, либо же, обеспечило возможность транспортировки грузов небольшой массы и размеров. Ряд изменений претерпел также и внешний дизайн летательного аппарата, обеспечивший вертолёту меньшее лобовое сопротивление при полёте, однако размеры ухудшили маневренность.
Первый полет вертолёт Aerotecnica AC-14 осуществил в 1957 году. Aerotecnica AC-14 успешно завершил все испытания, и практически сразу был направлен в серийное производство. Но модель оказалась невостребованной на рынке и лишь ВВС Испании заказали 10 экземпляров, которые были поставлены в 1961 году под обозначением Z-4 (EC-XZ-4). Но и их служба оказалась недолгой.
Конструкторами Aerotecnica прорабатывались проекты вертолетов AC.15, модификации AC.14 с двигателем Lycoming O-435-V мощностью 195кВт, и AC.21, увеличенного AC.14 с более мощным ГТД Turbomeca Turmo III, вмещавшего от 12 до 14 пассажиров. Однако все эти проекты остались нереализованными, поскольку в 1962 году испанское правительство прекратило финансирование разработки собственных вертолетов.
Вертолёт Aerotecnica AC-14 поставлялся как с открытой,так и закрытой кабиной. Но как вы понимаете на скорости 180 км\ч открытая кабина это не самая лучшая идея даже в жаркой Испании. Пилот и пассажиры ощущали явный дискомфорт, особенно, если речь шла дальних маршрутах.
В отличии от классических французских вертолетов,где пассажиры сидели на тряпичных лавках,здесь у каждого свое индивидуальное кресло,правда удобство такого кресла вещь спорная....
Экипаж состоял из одного пилота,который сидел чуть впереди остальных. Педали были по разную сторону от центральной панели. Особенно порадовало решение с силовыми элементами крыши!!!
Табличка на испанском языке.
Еще одна табличка. Вертолет попал в музей в 1998 году.
При всей простоте вертолета,конструкция его основного четырехлопастного винта простотой не блистала,возможно и это сыграло свою роль в неравной борьбе с более дешевыми и простыми в изготовлении двухлопастными вертолетами того же класса.
Хвостовая балка не имеет рулевого винта. как уже говорилось,здесь установлена система реактивной компенсации крутящего момента,видимо то,что на современных вертолетах называется NOTAR?
Общий вид сзади.
И просто общий вид.
ЛТХ:
Модификация AC-14
Диаметр несущего винта, м 9.60
Длина,м 11.22
Высота ,м 3.10
Масса, кг
пустого 700
максимальная взлетная 1300
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Artouste IIB1
Мощность, э.л.с. 1 х 400
Максимальная скорость, км/ч 190
Крейсерская скорость, км/ч 120
Практическая дальность, км 450
Скороподъемность, м/мин 300
Практический потолок, м 6800
Статический потолок, м
Экипаж, чел 2