Categories:

156. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Оригинал взят у wlad_ladygin в 156. Что было, то было... Дела заполярные... тактическая составляющая...

Несколько месяцев тому назад мои отпрыски установили мне две программки — «Метрику» и «Гугл Аналетикс», по которым я бы мог отслеживать, сколько любопытствующих посещают мой ЖЖ за день и откуда. Меня комментируют весьма мало, и это я понимаю — уж слишком узкая и специфическая направленность моего ЖЖ.

Я благодарю моих постоянных читающих, что остаюсь для них стабильным раздражителем, я благодарю и тех, кто размещает мои отдельные посты на других ресурсах. Но вот в последнее время я заметил какой-то «не здоровый интерес» к моему ЖЖ из-за океана. Например, уже неделю я интересен Майами - 100% отказов при стабильном просмотре десятков страниц, и не секунды остановки на чем-либо.

Я признаюсь, что безграмотный в «высоких интернетовских технологиях», а что для человека остается не объяснимым, его это может раздражать. Но вдаваться во все тонкости Сети у меня просто не хватает времени. И если кто объяснит для «чебака» на элементарном уровне и развеет его «детские опасения», я буду только благодарен.

Я заранее приношу свои искренние извинения за свою необоснованную подозрительность тем « закордонным» любопытствующим, кто не равнодушен к теме, которую я «муссирую» уже который год. Вот нашел же себе хобби под старость лет!

Однако вернемся к летным будням.

Если история 30-го БАП, а это история 455 ап ДД, составленная штабными писарями под бдительным оком политотдела, имеет выраженную структуру и последовательность, то история 28-го БАП, а это история 42-го ап ДД, просто состоит из отдельных рассказов с хронологической последовательностью. Документ увесистый. Сергиенко сначала его переписал от руки, а затем каким-то образом заполучил машинописную копию и то 4-5 экземпляр. Но благодаря бесконечному совершенствованию распознающих программ, иногда удается «на скорую руку» переработать бумагу в электронный рабочий «клон».

Представляю одну из глав из этого архивного документа. Я лишь слегка его литературно поправил, чтобы не так резало слух, и только. И к тому же я узнал кое-что об экипаже Милавин - Петренко, который обслуживал мой отец с января по сентябрь 1943 года в Якушево в качестве механика. Но к тому времени, о котором идет речь, он уже был в составе 108 -го ап ДД и в Заполярье не был. Но что интересно, батин техник лейтенант Гусев Тимофей, в Заполярье бывал, о чем говорят его наградные документы, но это было в 1942 году, и обслуживал он совсем другой экипаж.

Защита СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

Три раза полк перелезал в Заполярье на оперативный аэродром Ваенга, два раза в 1942г. и третий раз в ноябре месяце 1943г.

Полк выполнял особое ответственное задание по обеспечению проводки караванов судов союзников, идущих в наши северные порты с вооружением и продовольствием для Красной Армии.

Летчики, технический состав в тех суровых условиях заполярной зимы, самоотверженно и мужественно боролись за победу. Техники, оружейники и специалисты проявляли трудовой героизм, подготовляя матчасть самолетов в суровых заполярных условиях, обеспечивая по 4-5 самолетовылетов в ночь. Люди стремились как можно быстрее подготовить самолеты к боевым вылетам для нанесения врагу больших ударов. Летчикам и штурманам приходилось работать в трудных метео­условиях, часто встречаясь на пути со снегопадами, низкой облачностью и туманами. Эти трудные условия не могли остановить личный состав и аэродромы противника, систематически подвергались налетам наших бомбардировщиков.

О выдающемся полете штурмана Коновалова с летчиком Баукиным, ветераны полка знают все. Очень важно, чтобы вся молодежь полка знала о нем. Вот, что рассказывали в своих воспоминаниях сами майор Баукин и Коновалов об этом вылете.

«Нашему экипажу была поставлена ответственная задача - проникнуть и нанести удар по аэродрому Тромсе, где базировалась торпедная авиация противника, действующая по судам ваших союзников.

Маршрутом с целью внезапности удара было выбрано море, чтобы избежать встречи с истребителями противника, т.к. полет совершался в условиях полярного дня. Приближается время вылета. Получаем последние указания. Занимаем свои места в самолете. Дана ракета на взлет и наш тяжело нагруженный бомбами корабль поднимается в воздух. Делаем прощальный круг над своим аэродромом и уходим от своих родных берегов в море. Курс туда, откуда враг может быть еще собирается нанести удар по судам, идущим в наши порты. Надо быстрее успеть не дать ему выполнять коварный план.

В самом начале полета пришлось встретиться с низкой 10-ти бальной облачностью. Принимая решение идти за облаками, набираем высоту до 4000м. Внизу раскинулась сплошная белая скатерть из облаков, иногда в просветах виднелось море. Идем над вражескими водами.

Слева далеко просматривается берег с его белыми от снега скалами, в изрезанной береговой чертой, с островами из сплошного камня, заливами и полуостровами. Солнце опускалось до горизонта и снова стало медленно подниматься вверх. Кажется, что там, на берегу, все пустынно, мертво и безжизненно, но это не так. Стоит только приблизиться к вражеским берегам, как сразу же по проводам понесется предупреждение о появлении наших самолетов и враг заранее подготовиться к встрече с нами.

Полет совершается по компасу и расчету времени по заранее проложенной линии пути на карте. Уточнить ориентировку негде, кругом вода и вода. Прошли больше половины пути.

Облачность стала увеличиваться. Идем между двумя слоями облаков. Стало темнее и прохладнее. Через 15 минут полета верхний и низкий слои облаков сошлись, и мы были вынуждены идти в облаках. Решаем пробивать облачность вверх. Набрав высоту 4900 м, попали в зону обледенения. Самолет стал быстро покрываться коркой льда. Льдом покрылись плоскости, стекла кабины, винты, самолет стало трясти. Это заставило нас быстро идти вниз под облака, да к тому же нам необходимо было уточнить ориентировку по береговой черте.

Задание выполнено, врагу нанесен еще один удар. Идем домой. Производим посадку, горючего осталось на 7-10 минут. На сухопутной машине мы прошли над морем около 2000 км. Враг не ожидал нас...»

Полеты в условиях заполярного дня очень часто сопровождались встречами с истребителями противника и воздушными боями. Так 31 мая 1942 г. экипаж Уржунцева в составе штурмана Скворцова, радиста Антипова получил задание бомбардировать аэродром Лаксельвен. Выйдя в район аэродрома противника на высоте 4500 м, экипаж лег на бое­вой курс. В это время радист Антипов заметил в воздухе сзади на дистанции 800-1000 м 7 патрулирующих истребителей противника, в том числе 5 МЕ-109 и 2 МЕ-110. Экипаж еще не успел сбросить бомбы, как 2 самолета МЕ-109 ринулись на него в атаку сзади сверху и с дистанции 300 м открыли огонь. Для обеспечения точного бомбардирования пришлось принять неравный воздушный бой. Радист Антипов прикрыл свой Ил-4 прицельным огнем из своего пулемета, и скоро один из истребителей противника был сбит в воздушном бою. Но вот сброшены бомбы и экипаж, продолжая вести бой, зафиксировал разрывы своих бомб среди стоянок вражеских самолетов. Остальные истребители противника, видя участь своего собрата, сразу бросились в атаку на ваш бомбардировщик. Радист Антипов, успешно отражая атаки противника, дает возможность нашему самолету войти в облака. Укрывшись от преследования противника в облаках, Уржумцев благополучно привел свой самолет на аэродром.

Вторично перед полком было поставлено это же специальное задание осенью 1942 года. К сковыванию и уничтожению авиации противника на заполярных аэродромах, прибавилась не менее ответственная задача: бомбардировать базы военно-морского флота противника в Баренцевом и Северном морях, и тем самым обеспечить благополучное прибытие больших караванов судов в северные порты СССР. Выполняй эту задачу, полк без всяких летных происшествий 13-ю самолетами, экипажами и летно-техническим составом 14 сентября 1942г. перелетел на оперативный аэродром Ваенга.

С 15 сентября по 12 октября 1942 г. впервые в условиях поляр­ной ночи полк произвел успешно 139 боевых вылетов по аэродромам Лаксельвен, Луостари, Хебугтен и но портам Петсамо, Киркенес, Варде, Ватсэ и два самолетовылета на патрулирование в отк­рытом море с целью прикрытия караванов союзников. Боевой налет полка в этот период составил 328 часов. По указанным целям сброшено 4393 авиабомб общим весом 128648 кг, и 285000 листовок на немецком и финском языках. Поставленную задачу оперативная группа полка выполнила успешно. Наблюдением экипажей зафиксировано 61 пожар, из них 49 на аэродромах противника и 28 взрывов, из которых 3 большой силы, характерные для взрывов складов с боеприпасами. Агентурными данными установлено, что только на одном аэродроме Лаксельвен налетами наших самолетов уничтожено до 60 самолетов противника, разрушен ангар и аэродромные сооружения, убито и ранено большое количество летно-технического состава врага.

За успешное выполнение поставленных задач полк получил благодарность от Командующего ВВС СФ.

Продолжение следует