1.
О своем первом перелете Нордстаром я уже писал три года назад. Цитирую: Вообще, я давал себе слово не пользоваться услугами этой авиакомпании за вытеснение Аэрофлота. Такой мой личный протест. С уходом Аэрофлота жители Норильска лишились недорогих трансферных тарифов альянса Скайтим, а взамен ничего не приобрели. Работникам Норильского никеля и его дочек (как и вообще многих предприятий на крайнем севере) оплачивают раз в два года проезд до места отдыха и обратно, в пределах России (UPD. К 2013 году дорогу оплачивали уже ежегодно). С появлением Нордстара Норникель оплачивает только билеты этой авиакомпании. Правило это не гласное, насколько я знаю, но работники запуганы и берут билеты только на «свою» авиакомпанию. Есть идиотские примеры, когда из-за отсутствия мест на прямые рейсы в Москву, люди улетали втридорого через Красноярск, вместо того, чтобы купить билет на рейс другой авиакомпании. И, кстати, билеты на Нордстар самые дорогие на норильском рынке. Те, кто ожидал, что своя авиакомпания не будет драть в три шкуры за билеты, обломался.
За прошедшее время почти ничего не изменилось. У Нордстара традиционно самые высокие цены на перелеты в Москву. Хорошо, что из Внуково в Норильск стала летать авиакомпания Трансаэро, предложившая билеты по сравнительно доступной цене. А на Красноярском направлении уже давно улететь можно только Нордстаром по цене минимум 10500 рублей в одну сторону за 2 часа 20 минут полета. В Санкт-Петербург и ряд других городов также нет альтернативного перевозчика. Единственный случай, когда мне удалось урвать относительно недорогой билет на рейс Нордстара связан с услугой "Домодедово трансфер сервис", это когда две авиакомпании, летающие в Домодедово, предлагают некий сквозной тариф с полной ответственностью по рейсам обоих перевозчиков за, например, отмену или задержку первого рейса. Тогда билет по маршруту Белгород-Москва-Красноярск вышел мне существенно дешевле, чем просто билет Москва-Красноярск Нордстаром.
С Нордстаром я успел побывать в аэропортах Норильска, Красноярска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Абакана и даже Нижневартовска. Вот фото из моего второго перелета этой авиакомпанией по маршруту Норильск-Новосибирск в самый разгар зимы в январе 2012 г.:
2. Идем на взлет. Это не облака, как может показаться, а заснеженная тундра:
3. Разворот над зимней тундрой. Снега столько, что под ним скрыты даже верхушки карликовых деревьев. Видна взлетно-посадочная полоса аэропорта Алыкель.
4. Покидаю край озер и рек:
5.
6.
7.
8.
9. Поселок Трубачёво на реке Обь километрах в 50 от Томска. До Новосибирска 25 минут лёта:
10. Заход на посадку в аэропорт Толмачево города Новосибирска:
11. Толмачево. Диспетчерская вышка:
12. Списанные Ил-86 и Ту-154 авиакомпании "Сибирь". Уверен, в прошлом я летал на многих из них:
Аэропорт Новосибирска мне определенно нравится. Из нестоличных областных, краевых и республиканских аэропортов России этот - лучший из тех, где я был.
13. Скульптура "Покорение Сибири". Шикарная композиция:
14. Снаружи. Вдали - отдельностоящее здание международного терминала, им мне пока не доводилось пользоваться:
17 декабря 2008 года был создан Московский филиал ОАО "Авиакомпания «Таймыр» и вместе с ним торговая марка «Авиакомпания NordStar». 17 июня 2009 года по маршруту Москва — Норильск был выполнен первый рейс авиакомпании под новым брендом. Были открыты регулярные рейсы по направлениям Норильск — Москва, Норильск — Красноярск и Красноярск — Москва. В настоящее время NordStar Airlines выполняет полеты более чем в тридцать городов России, СНГ и дальнего зарубежья. В парке авиакомпании десять воздушных судов Boeing 737 и пять ATR 42-500.
На ATR с Нордстаром я летал всего один раз по маршруту Новосибирск-Красноярск в январе 2012 г. На конкуретных межрегиональных маршрутах у авиакомпании совсем другая ценовая политика. К примеру, билет на этот рейс стоил немногим более 2000 рублей, что очень даже приемлемо. Если бы не отдаленность обоих аэропортов этот рейс мог бы составить реальную конкуренцию железнодорожному сообщению.
15. ATR 42-500:
16. Эти небольшие самолеты летают также по затерянным промысловым поселкам Красноярского края:
17. Взлет в Толмачево. Виден ангар S7 и списанные лайнеры, два из которых недавно были установлены в качестве памятников на подъезде к аэропорту:
18. Терминал внутренних рейсов с двумя телетрапами:
19. Обское море, оно же Новосибирское водохранилище. Виден яхтклуб:
На этом рейсе стюардесса попыталась (в ультимативно грубой форме) запретить мне фотографировать. О хамстве во время первого полета я уже писал, случаи неприятного общения с бортпроводниками случались и позже. В общем, мой опыт показал, что нарваться на хамство можно где-то в 15-20 процентах полетов, а это в сравнении с другими авиакомпаниями очень высокий показатель. Помнится летел я на полупустом самолете, но стюардессы строго настрого запретили занимать первые три ряда после бизнес-класса и несколько рядов в самом конце. Так нашими послушными тушками и забили только центральную часть салона. Несмотря на то, что летело много людей с детьми на руках, исключения не сделали даже для них. Для сравнения: раньше частенько летал обанкротившимся Аэросвитом, видя, что мы с ребенком нам еще на регистрации предлагали места отдельно, блокировали третье кресло в ряду, если самолет с неполной загрузкой, чтобы никто рядом не подсел, причем об этом не приходилось даже просить, а тут...
20.
Об аэропорте Красноярска я тоже писал раньше. Это чрезвычайно неудобный аэропорт, который давно пора если не снести, то хотя бы перестроить. Разговоры о модернизации аэропорта идут не первый год. Недавно власти заявили, что вынесут этот вопрос на публичное обсуждение. Посмотрим.
21. В аэропорту Емельяново города Красноярска:
22. Новогодняя ледяная скульптура возле аэропорта:
Месяц назад мне удалось воспользоваться услугами международного терминала в Красноярске. Раньше проезжая это отдельностоящее современное здание, украшенное зеркальным витражом, я думал, что внутри должно быть чисто и современно, ведь этот терминал — ворота в страну, через которые иностранцы получают первое впечатление. Каково же было мое разочарование, когда я оказался в тесном, грязном (про вонючие туалеты вообще вспоминать противно) здании, где сотрудники СБ хамят в попытке поторопить скопившуюся на входе очередь. В зале прилета на полстены висит плакат с перечнем запрещенных для ввоза в РФ средств для похудения (Гербалайф в том числе). В общем беспросветный мрак и совок.
23.
Лента выдачи багажа всего одна, если прилетает два рейса, то кто-то (в моем случае это был я) должен долго ждать, пока багаж получат пассажиры первого рейса.
24.
Вот вроде бы Емельяново — базовый для Нордстара аэропорт, но я помню историю (2008 год), когда оставшиеся в Красноярске из-за нелетной погоды на ночь пассажиры были размещены в общежитии для каких-то вахтовиков в 3-4 местных прокуренных комнатах, в которых кровати и пастельное белье были в таком состоянии, что люди ложились на них, не снимая обуви.
25. Терминал 2 внутри. Здесь и вход и выход и зал ожидания. Дьюти фри? Забудьте:
Еще один перелет в Красноярск, на этот раз из Норильска. Май 2013 года:
26. Взлетаем при низкой облачности:
27. Выныриваем из облаков и попадаем в совсем другую погоду:
28. Зима выдалась не снежной. Внизу переливались всеми оттенками голубого и бирюзового замерзшие озера и реки:
29.
30. Боинг 737-800 Нордстара в аэропорту Красноярска:
В январе прошедшего года я летал в командировку в столицу Хакасии.
31. Перпендикулярные перистые облака:
32. Идем на снижение:
33. Хакасия богата природой. С удовольствием побывал бы здесь летом:
34. Пригород Абакана:
35. Абакан. Диспетчерская вышка:
36. Аэропорт Абакана со стороны взлетно-посадочной полосы:
Я был в этом аэропорту в 1994 году на пути в пионерский лагерь:
37. Внутри:
Летим дальше. Пару слов про кормежку. Подозреваю, что авиакомпания к еде отношения не имеет, но все же она уполномочена принимать претензии и влиять на тех, кто снабжает самолеты жрачкой. Так вот, мне на рейсах Нордстара всегда попадалась какая-то фигня. Например, гречка без ничего или "два кусочека колбаски у меня лежали на столе" (гр. Комбинация). Но в мой последний перелет накормили прямо на удивление вкусно и изыскано. Может что-то поменялось?
38.
39. Этим кормили при перелете на ATR:
В марте 2012 года, находясь в самолете Нордстара, несущего меня где-то над Уралом на пути из Москвы в Норильск, я больше часа наблюдал потрясающее северное сияние. Создавалось ощущение, что мы летим сквозь него. Наверное, первый раз в жизни, летя этим маршрутом, я не спал – такие были впечатления. Попытался сфотографировать, но это было бесполезно. Вот единственный снимок, который ничего не передает, но хоть как-то получился.
40.
В августе 2013 года, летя из Красноярска в Норильск, я оказался в... Нижневартовске из-за нелетной погоды в Алыкеле. Помнится в 2006 году я прожил здесь неделю прямо в аэропорту. На этот раз, впрочем, из самолета не выпускали и даже не предложили воды.
41. Стоим на перроне, рядом еще несколько рейсов, не попавших в Норильск:
Вылетели из Нижневартовска после двухчасового ожидания, в общей сложности провели в самолете свыше шести часов.
42. Окрестности Нижневартовска живописны. Здесь опустошают недра:
43. Хранилища:
44. Где-то между Нижневартовском и Норильском:
45. Подлетаем к Норильску. С виду бедный покров северной земли скрывает под собой несметные богатства:
46. Этого перелета мой новый чемодан не пережил:
А вот рассвет, заставший меня в небе по дороге из Красноярска в Норильск в конце января 2012 г.:
47.
48.
Дом — милый дом.
49. Диспетчерская вышка норильского аэропорта:
50. Боинг Нордстара у телетрапа в аэропорту Норильска:
51. Аэропорт Алыкель снаружи. Многочисленные пристройки-перестройки превратили его в архитектурного монстра. Но лучше уж так, чем то, что было в 90-е, когда людей выгружали из самолета... на улицу:
52. Напротив аэропорта часовня и гостиница для экипажей:
Недавно появилась информация, что Норильский никель, избавляясь от непрофильных активов, продает Нордстар. Одним из потенциальных покупателей была названа авиакомпания ЮТэир. Ну чтож, хочу понадеяться, что приобретение авиакомпании крупным федеральным игроком положительно отзавется не только на обслуживании пассажиров, но и на снижении цен на билеты, хотя бы в неходовое время (осенью и зимой). А то многим жителям Норильска существующие тарифы не позволяют выехать в теплые края и показать детям настоящие солнце и море. А дорог, напомню, ни автомобильных ни железных к нам не проложено.
Ну и поскольку это первый пост мой в наступившем году желаю себе и читателям этого журнала побольше новых и интересных перелетов, новых стран и городов. С праздником!
Вы можете добавить меня в друзья в ЖЖ нажав СЮДА.
Или следить за обновлениями этого журнала и новыми рассказами в Facebook, ВКонтакте или Twitter.
P.S. Текст-ссылка написан не мной, по ссылке можно ознакомиться с первоисточником.