?

Log in

No account? Create an account
Летное поле
ВМ-Т «Атлант» 
25-ноя-2013 01:13 pm
гавайский
Для перевозки этой тары
Был непригоден метод старый.
Сидели, думали и вот:
Вам двухэтажный самолет.
Хотя дешевле во сто крат
Большой-большой аэростат.

Авиационные конструкторы — люди разносторонние и творческие. Их творчество распространяется не только на создание уникальных авиационных комплексов и их основных элементов — самолетов. Такой шуткой в ОКБ Мясщева охарактеризовали создание уникальной транспортной системы, предназначенной для транспортировки на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское агрегатов универсальной ракетно-космической транспортной системы «Рассвет», которая в дальнейшем получила название « Энергия».





ВМ-Т «Атлант» — тяжёлый транспортный самолёт ОКБ Мясищева. Является глубокой модификацией стратегического бомбардировщика 3М.




Визуально основные отличия видны в удлиненной хвостовой чвсти и двухкилевом оперении с характерным V-образным стабилизатором.




Применялся для транспортировки с заводов на космодром Байконур агрегатов ракетно-космических комплексов.




На обоих «Атлантах» в 1980-х совершено более 150 полётов по доставке на Байконур всех крупногабаритных элементов космических комплексов «Энергия» и «Буран».




За специфический внешний вид — присущий бомбардировщику «поджарый» фюзеляж с громоздким контейнером на спине — ВМ-Т получил название «летающая бочка».




Самолета было три и, что интересно, названия у него было тоже три. Первоначально проект был назван по имени прародителя 3М-Т. Исходным был самолет 3М, который был доработан и модифицирован в транспортный — отсюда буква «Т».




Так как проект 3М был секретным, пририсовали палочку на цифре «3» и получился ВМ-Т: Владимир Мясищев — Транспортный.




А в ходе начавшейся в нашей стране перестройки на борту появиля логотип «АЭРОФЛОТ» и персональное имя в честь могучего титана «Атлант».




Космические корабли «Буран» перевозились самолётом ВМ-Т на космодром Байконур (аэродром Юбилейный) с подмосковного аэродрома Раменское, а блоки ракеты-носителя «Энергия» — с куйбышевского аэродрома Безымянка. Грузы загружались на самолёт c помощью специального подъемно-козлового устройства.




Почему выбор пал именно на этот самолет? Подходящие габаритные размеры, грузоподъемность и уникальное аэродинамическое качество, достгавшее 18 — для реактивного самолета такого размера и класса, учитывая время его разработки — параметр выдающийся. При чем здесь качество, спросите вы? А вот при чем. Размещение различных грузов вне фюзеляжа самолета-носителя приводит к тому, что аэродинамическое качество авиационного комплекса существенно снижается. Вот здесь то и используется запас по аэродинамике самого самолета-носителя.




Для строительства основного элемента уникальной транспортной системы министерство тобороны выделило три самолета-заправщика 3МС-2: № 01402, 01502 и 01504. Последний был предназначен для проведения статических испытаний в ЦАГИ.




В настоящее время ВМ-Т с бортовым номером 1402 находится на аэродроме 360-го Авиационного ремонтного завода в пос. Дягилево г. Рязани. Самолёт законсервирован на неопределённый срок. Возможно он когда-то поднимется в воздух. А вот второй летный образец с бортовым № 01502 на площадке ЭМЗ им. Мясищева. В 2013 году ВМ-Т был представлен на статической экспозиции Московского международного авиакосмического салона МАКС-2013.




Исходный самолет был подвергнут целому комплексу доработок: было снято все вооружение и зашит бомболюк, было разработана новая хвостовая часть и оперение, значительно доработаны крылья: вместо двух лонжеронов консоли стали трехлонжеронными, усилили шасси, на фюзеляже появились места крепления внешнего груза.




Передняя стойка шасси








Задняя стойка шасси
















Перевозимые грузы имели следующее обозначение:
ОГТ — планер ОК «Буран» (без киля);
1ГТ — водородный бак РН «Энергия», с носовым и хвостовым обтекателями;
2ГТ — кислородный бак, приборный и двигательный отсеки, головная часть РН «Энергия»;
3ГТ — головной и хвостовой обтекатели груза 1ГТ, носовой обтекатель груза 2ГТ; а также для перевозок модуля кабины экипажа. Этот груз мы имели возможность увидеть смонтированным на самолете-носителе.






Выпускные устройства. Помимо закрылков в состав механизации входили щитки под двигателями, имеющиее полукруглую форму.




Пакетная компоновка двигателей силовой установки в корне крыла достаточно традиционна для времени создания самолета (можно вспомнить Де Хевиленд Комету или Ту-16). А позже проявилась еще одна положительная особенность данной компоновки: сниженная радиолокационная заметность, элементы технологии «Stelth», если хотите. Вот одна из причин, почему американцы так хотели порезать эти самолеты во время реализации договора по разоружению.




На этом снимке хорошо видно характерное поперечное V горизонтального оперения




Причина по которой стабилизаторам самолета придан такой большой угол поперечного V отнють не лежит в аэродинамических особенностях обтекания хвостовой части фюзеляжа. Причина в килях. Перенесение вверх точек соединения киля и стабилизатора снижает изгибающий момент идущий от киля на стабилизатор и как следствие уменьшает вес конструкции вцелом.
Попутно хочу заметить, что еще при разработке стратегического бомбардировщика М-4 для снижения веса планера в конструкторском бюро была установлена премия в 50 рублей за 1 кг сэкономленной конструкции самолета.




Прямоугольный киль — классический пример технологичной конструкции




Узлы навески руля направления




Правая опора шасси. Подкрыльевые стойки самоориентирующиеся. Поэтому одна стойка на представленном образце смотрела по полету, а другая в обратную сторону








А теперь в кабину...






Компоновка кабины экипажа из шести человек двухэтажная и весьма плотная. Чтобы пилотам попасть в свои кресла, нужно проявить гимнастическо-акробатические способности.








Кресло инженера-наблюдателя груза




Потолочная приборная панель




Приборная доска




Место штурмана






Место командира




На борту слева от штурвала нанесена шкала по которой командир может точно контролировать угол отклонения штурвала. Сделано это вот для чего. В силу аэродинамических особенностей существовал диапазон углов атаки, в котором при увеличении угла не росла подъемная сила, но появлялся момент на кабрирование, а после чего самолет сваливался на крыло. В результате этого явления произошла авиационная катастрофа самолета М-4 (командир — Пронин, второй пилот — Валентин Коккинаки). Была разработана новая методика взлета, частью которой было ограничение угла отклонения руля высоты для уменьшения угла атаки.




Педали ножного управления




А теперь посмотрим на самолет сверху














ЭМЗ им. Мясищева




В этом здании на втором этаже размещался кабинет генерального конструктора ОКБ-23, доктор технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Владимира Михайловича Мясищева




Знакомство с самолетом было осуществлено с одобдения ЭМЗ им. Мясищева и лично генерального директора Горбунова Александра Александровича. Отдельное спасибо Андрею Сергеевичу Дзюбе — за финансовую поддержку идеи с поъемником для фотографов. Выражаю благодарность Альбатрос Аэро и персонально Дмитрию Осминскому за общую организацию и проведение такого интересного мероприятия. Надеюсь, что встречи подобного рода будут регулярными.

Comments 
25-ноя-2013 09:45 am
интересно!
спасибо!
25-ноя-2013 09:50 am
Пожалуйста: смотрите и читайте!
25-ноя-2013 10:01 am
спасибо за фотографии

почему контейнер такой короткий? ради экономии веса? ведь удлиненный контейнер имел бы лучшие характеристики обтекания, no?
25-ноя-2013 10:10 am
Этот контейнер, как вы его назвали, представляет собой соединенные вместе обтекатели: передний и задний. Их ведь надо каким-то образом возвращать обратно после транспортировки грузов на Байконур. А то, что аэродинамика плохая, так это никто не спорит!
25-ноя-2013 10:11 am
а, то есть "цилиндрическая вставка" груза просто отсутствует, теперь понятно
25-ноя-2013 10:17 am
Все правильно вы поняли.
25-ноя-2013 02:35 pm
Спасибо за отличный фоторепортаж.
Да и самолёт, несмотря на возраст, выглядит молодцом.
Интересно, живо-ли ПКУ-50 - погрузочно-козловое устройство для установки и снятия грузов с самолёта 3М-Т, наверное вряд ли.
25-ноя-2013 03:11 pm
Пожалуйста: смотрите и читайте!
ПКУ-50? Это, наверное 50 тонн? Его нет, разобрали и ...
25-ноя-2013 03:45 pm
спасибо !
а что у них в перспективе, собираются они его поднять в воздух?
25-ноя-2013 03:47 pm
Следите за фейсбуком Дмитрия Осминского...
25-ноя-2013 04:49 pm
у меня аккаунта в фейсбуке нет!
25-ноя-2013 05:08 pm
Подождите: что нибудь придумаем!
25-ноя-2013 05:25 pm
Я добавлю вас к себе в друзья, а вы тоже не забудьте! При планировании очередного мероприятия (а оно будет, скорее всего, весной), буду размещать информацию у себя в журнале, а так же здесь, в сообществе ru_aviation. Думаю, что желающие будут в курсе!
25-ноя-2013 05:27 pm
большое спасибо!
25-ноя-2013 04:37 pm
Выдающийся конструктор. Выдающийся самолет. Выдающаяся модификация для перевозки выдающегося груза... :)

Спасибо!
25-ноя-2013 04:40 pm
Пожалуйста: читайте, смотрите!
Страница загружена сент 19 2019, 4:41 am GMT.