В Сибирь Техник обратились с запросом о выполнении временного ремонта поврежденной хвостовой части конструкции в нижней части фюзеляжа на воздушном судне Airbus A321 в аэропорту города Казань, для возможности совершения некоммерческого технического перегона самолета к месту проведения постоянного ремонта.

В Казань были командированы три специалиста цеха структурных ремонтов «Сибирь Техник» для оценки повреждений и их последующего временного устранения на месте: были установлены ремонтные накладки в области поврежденной обшивки фюзеляжа и силового набора конструкции ВС, что позволило осуществить безопасный перелет ВС на место последующего постоянного ремонта.

У производителя данного ВС концерна Airbus была запрошена техническая документация с описанием схемы проведения постоянного ремонта поврежденной конструкции. В Airbus предложили две схемы выполнения ремонта: первая — это установка постоянных ремонтных накладок на внешней стороне фюзеляжа, и вторая — выполнение так называемого «FLUSH REPAIR» (ремонт конструкции без изменения аэродинамической гладкости, а именно полная заме¬на секции обшивки фюзеляжа ВС. Размеры секции — 12 на 2,5 метра).

Эксплуатант ВС принял решение ремонтировать его по схеме «FLUSH REPAIR» на авиационно-технической базе ТОиР в «Сибирь Техник».

В компании «Сибирь Техник» сделали полный анализ предстоящих работ, подготовили полный пакет технической документации и все необходимое оборудование и инструмент для предстоящей работы. После прибытия лайнера в Новосибирск и постановки его в ангар начались подготовительные работы. По требованиям производителя ВС, с целью исключения деформации конструкции фюзеляжа, в течение всего периода ремонта ВС должно было быть жестко закреплено в горизонтальном положении и выполнена разгрузка фюзеляжа, для снятия напряжения в его силовой конструкции в зоне проводимых работ.

Самолет был вывешен в горизонтальное положение на трех основных подъемных устройствах, и закреплен в жесткой позиции с помощью семи дополнительных подъемников, на каждом устройстве установили приборы контроля нагрузки, которые находились под постоянным мониторингом. Были демонтированы трубопроводы основных систем самолета (гидравлической и системы кондиционирования воздуха), а также проводка электрических и аэронавигационных систем. Для демонтажа целой секции обшивки фюзеляжа было высверлено и откручено более пяти тысяч единиц крепежа различного типа.



Специалисты цеха структурных ремонтов работали в тесном сотрудничестве с французским представителем от Airbus — Жаном-Кристофом Андре (Jean-Christophe Andrieu), который прибыл в качестве консультанта выполняемого ремонта.
Вокруг фюзеляжа были установлены четыре тридцатиметровых швартовочных ремня, на которых отстыкованную секцию опустили с самолета.


Когда секция обшивки оказалась на земле, в «брюхе» самолета наблюдалось открытое пространство площадью около 30м2 — впечатляющее зрелище!

Приступив к подготовке новой секции для установки на самолет, ее вывесили на швартовочные ремни и отцентрировали по месту креплений к конструкции фюзеляжа по шпангоутам и силовым стрингерам.


Одной из сложностей на этапе предварительной установки было то, что продольные стыки секции не накладывались сверху, на существующие, а заводились вовнутрь.

После установки секции на место были промерены все зазоры и напуски, согласно технологии.

Специалисты цеха структурных ремонтов произвели перенос всех существующих технологических отверстий на новую секцию, которых, как уже говорилось, было более пяти тысяч.

Промежуточным этапом секцию обшивки заново опустили на землю для зачистки «заусенцев» на свежепросверленных отверстиях.


После выполнения зачистки поверхности секции по периметру был нанесен тонкий слой герметика, после чего приступили к окончательной установке.



Установив секцию обшивки и обеспечив все необходимые зазоры и напуски, начали установку специального быстросъемного крепежа, необходимого для предварительного быстрого, а самое главное жесткого соединения со всей конструкцией фюзеляжа, так как время высыхания герметика ограничено, и конструкция должна быть полностью собрана.


Далее после высыхания началась долгая и кропотливая работа по установке заклепок, спецболтов и других видов крепежа.


После сборки установленная секция была окрашена в цвета авиакомпании, и от каких-либо признаков поврежденной конструкции не осталось и следа, кроме как свежих следов лакокрасочного покрытия.

После заключительного этапа и всех работ по сборке и проверке систем самолета и внутренней конструкции фюзеляжа ВС было готово к дальнейшему выполнению регулярных полетов.




Все, кто участвовал в выполнении этой грандиозной работы, провожали самолет из ангара с чувством гордости за выполненную работу.

Важно отметить, что ремонты такого уровня сложности выполняются в основном авиаремонтными заводами, и впервые на базе организации по ТОиР ВС ЗП в России была проведена столь масштабная работа — замена обшивки секции фюзеляжа в ангаре Sibir Technics
Airbus A321 является самым крупным представителем семейства самолетов Airbus A320 и имеет удлиненный в сравнении с другими моделями фюзеляж и, соответственно, повышенную пассажировместимость.
Можно следить за новостями по ТОиР: