yujanin (yujanin) wrote in ru_aviation,
yujanin
yujanin
ru_aviation

Category:

Вертолет на службе в ростовской ГАИ (1969 год)



Помните заключительный эпизод из кинокомедии «Бриллиантовая рука», когда вертолет ГАИ подцепил и понес по воздуху машину с преступниками? А ведь впервые применять вертолеты в на службе в госавтоинспекции стали в 1969 году, причем произошло это в Ростове-на-Дону! В этом деле непосредственное участие принимал сегодняшний ветеран ГАИ подполковник милиции в оставке Николай Иванович Щербаков (последняя должность в органах - заместитель начальника областной ГАИ).




- Я был тогда майором, занимал должность заместителя начальника отдела ГАИ УВД Ростоблисполкома, - рассказал Н.И. Щербаков. - Позвонили из Москвы, передали распоряжение встречать вертолет из Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Почему-то пробные патрульные полеты МВД СССР решило проводить не в Москве или Ленинграде, а в нашем городе...




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)








Зеленый Ми-2 с желтыми буквами «ГАИ» на борту базировался на гражданском аэродроме. Экипаж состоял из трех летчиков-испытателей. Полеты совершались ежедневно. Винтокрылая машина барражировала над Ростовом и прилегающими к городу автотрассами. Отрабатывались самые разные задачи: прочтение номерных знаков автомобилей с воздуха, проверка радиосвязи с наземными постами, доставка оперативных групп милиции к месту происшествия, обнаружение угнанных машин с воздуха.




«Уже первые полеты «воздушного госавтоинспектора» показывают целесообразность и эффективность применения вертолетов по обеспечению порядка на дорогах. Вертолет надежно контролирует автодороги, способствует регулированию движения автотранспорта, быстро обнаруживает дорожные происшествия, может доставлять к местам дорожных происшествий оперативные группы милиции, способствует задержанию нарушителей правил движения и угонщиков автомобилей, может вывозить людей, пострадавших в результате дорожных аварий и выполнять целый комплекс других работ по охране общественного порядка» - так писала ведомственная газета «На боевом посту».




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


В ходе патрульных полетов над трассой вертолет ГАИ, как показала практика, поддерживает устойчивую радиосвязь с наземными постами ГАИ и радиофицированными милицейскими автомашинами. При отработке патрульных пролетов установлено, что с высоты 40-50 метров хорошо видны опознавательные знаки на бортах кузовов грузовиков и автобусов, а с высоты 15-20 метров государственные прицепные номерные знаки.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


- Наше появление над дорогами, - рассказал старший инспектор дорнадзора Новочеркасского дорожного участка милиции Виктор Алексеевич Погодин, участвующий в полетах, - сразу было замечено водителями проходящего автомототранспорта. Мы убеждаемся, что патрулирование вертолета ГАИ дисциплинирует шоферов. Экспериментальное патрулирование вертолетом дорог нашей области выполняет бригада Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, возглавляемой ведущим инженером Геннадием Георгиевичем Пискловым. Полеты выполняет пилот-испытатель института Сергей Николаевич Попов, а методическое руководство этими работами осуществляет ведущий инженер института Виктор Николаевич Калашников.




В ближайшее время по результатам опытных полетов имеется в виду создать специальные подразделения вертолетов ГАИ, оснащенные необходимой аппаратурой, в том числе звуковещательными станциями для подачи сигналов над дорогами - также говорилось в корреспонденции газеты УВД Ростоблисполкома «На боевом посту».




Уже под конец испытаний была поставлена учебная задача найти и перехватить угнанную «Волгу», почти как в фильме «Бриллиантовая рука». Автомобиль сначала несся по Октябрьскому проспекту (теперь проспект Шолохова), вырвался из города в направлении Новочеркасска. Его преследовал вертолет. «Волга» пыталась укрыться в лесополосах, но бесполезно. В итоге вертолетчики вынудили «угонщика» остановиться посреди степи.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


Эксперимент продолжался где-то с полмесяца, "отходную" пилотам организовывали гостеприимные гаишники из Константиновска. Благо, что добираться туда на вертолете было недолго.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


Эксперимент был признан успешным, но внедрили его в практику в Ростове-на-Дону лишь в конце 80-х годов, когда начальником городской ГАИ был Владимир Иванович Кутепов. Два вертолета Ми-2 (окрашенные в желто-синие цвета) почти два года выполняли служебные задачи, но когда подошел к концу ресурс двигателей, от машин решали отказаться. Уж слишком дорогим выходило их содержание. Сейчас вертолетов в ростовской ГИБДД нет.




Александр ОЛЕНЕВ.


(Фотографии из личного архива Н.И. Щербакова)

Оригинал статьи:

http://olenalex.livejournal.com/118493.html





Tags: Ми-2, СССР, вертолётчики
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Community