?
Летное поле
Вертолет на службе в ростовской ГАИ (1969 год) 
14-июл-2013 02:10 pm


Помните заключительный эпизод из кинокомедии «Бриллиантовая рука», когда вертолет ГАИ подцепил и понес по воздуху машину с преступниками? А ведь впервые применять вертолеты в на службе в госавтоинспекции стали в 1969 году, причем произошло это в Ростове-на-Дону! В этом деле непосредственное участие принимал сегодняшний ветеран ГАИ подполковник милиции в оставке Николай Иванович Щербаков (последняя должность в органах - заместитель начальника областной ГАИ).




- Я был тогда майором, занимал должность заместителя начальника отдела ГАИ УВД Ростоблисполкома, - рассказал Н.И. Щербаков. - Позвонили из Москвы, передали распоряжение встречать вертолет из Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Почему-то пробные патрульные полеты МВД СССР решило проводить не в Москве или Ленинграде, а в нашем городе...




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)








Зеленый Ми-2 с желтыми буквами «ГАИ» на борту базировался на гражданском аэродроме. Экипаж состоял из трех летчиков-испытателей. Полеты совершались ежедневно. Винтокрылая машина барражировала над Ростовом и прилегающими к городу автотрассами. Отрабатывались самые разные задачи: прочтение номерных знаков автомобилей с воздуха, проверка радиосвязи с наземными постами, доставка оперативных групп милиции к месту происшествия, обнаружение угнанных машин с воздуха.




«Уже первые полеты «воздушного госавтоинспектора» показывают целесообразность и эффективность применения вертолетов по обеспечению порядка на дорогах. Вертолет надежно контролирует автодороги, способствует регулированию движения автотранспорта, быстро обнаруживает дорожные происшествия, может доставлять к местам дорожных происшествий оперативные группы милиции, способствует задержанию нарушителей правил движения и угонщиков автомобилей, может вывозить людей, пострадавших в результате дорожных аварий и выполнять целый комплекс других работ по охране общественного порядка» - так писала ведомственная газета «На боевом посту».




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


В ходе патрульных полетов над трассой вертолет ГАИ, как показала практика, поддерживает устойчивую радиосвязь с наземными постами ГАИ и радиофицированными милицейскими автомашинами. При отработке патрульных пролетов установлено, что с высоты 40-50 метров хорошо видны опознавательные знаки на бортах кузовов грузовиков и автобусов, а с высоты 15-20 метров государственные прицепные номерные знаки.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


- Наше появление над дорогами, - рассказал старший инспектор дорнадзора Новочеркасского дорожного участка милиции Виктор Алексеевич Погодин, участвующий в полетах, - сразу было замечено водителями проходящего автомототранспорта. Мы убеждаемся, что патрулирование вертолета ГАИ дисциплинирует шоферов. Экспериментальное патрулирование вертолетом дорог нашей области выполняет бригада Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, возглавляемой ведущим инженером Геннадием Георгиевичем Пискловым. Полеты выполняет пилот-испытатель института Сергей Николаевич Попов, а методическое руководство этими работами осуществляет ведущий инженер института Виктор Николаевич Калашников.




В ближайшее время по результатам опытных полетов имеется в виду создать специальные подразделения вертолетов ГАИ, оснащенные необходимой аппаратурой, в том числе звуковещательными станциями для подачи сигналов над дорогами - также говорилось в корреспонденции газеты УВД Ростоблисполкома «На боевом посту».




Уже под конец испытаний была поставлена учебная задача найти и перехватить угнанную «Волгу», почти как в фильме «Бриллиантовая рука». Автомобиль сначала несся по Октябрьскому проспекту (теперь проспект Шолохова), вырвался из города в направлении Новочеркасска. Его преследовал вертолет. «Волга» пыталась укрыться в лесополосах, но бесполезно. В итоге вертолетчики вынудили «угонщика» остановиться посреди степи.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


Эксперимент продолжался где-то с полмесяца, "отходную" пилотам организовывали гостеприимные гаишники из Константиновска. Благо, что добираться туда на вертолете было недолго.




Вертолет в ГАИ Ростова-на-Дону (1969 г.)


Эксперимент был признан успешным, но внедрили его в практику в Ростове-на-Дону лишь в конце 80-х годов, когда начальником городской ГАИ был Владимир Иванович Кутепов. Два вертолета Ми-2 (окрашенные в желто-синие цвета) почти два года выполняли служебные задачи, но когда подошел к концу ресурс двигателей, от машин решали отказаться. Уж слишком дорогим выходило их содержание. Сейчас вертолетов в ростовской ГИБДД нет.




Александр ОЛЕНЕВ.


(Фотографии из личного архива Н.И. Щербакова)

Оригинал статьи:

http://olenalex.livejournal.com/118493.html





Comments 
14-июл-2013 10:47 am
Спасибо. Интересно
14-июл-2013 11:27 am
Спасибо LJ olenalex за репортаж! :-)
14-июл-2013 10:49 am
Спасибо за интересный ретро-репортаж!
14-июл-2013 11:28 am
Респект LJ olenalex за репортаж! :-)
14-июл-2013 10:59 am
О,знаменитая "Не виноватая я!" бессмертна! Да,а сейчас где-нибудь есть? Вроде бы есть в Москве?
14-июл-2013 11:08 am
Спасибо, интересно.
В этой роли больше Ка-шки запомнились.
14-июл-2013 11:26 am
Ка-32 позже были. Но по популярности да, они запомнились больше.
14-июл-2013 11:28 am
наверное имели ввиду 26-е
14-июл-2013 11:40 am
Конечно 26! Опечатка! У нас 32 просто сейчас летает.
14-июл-2013 11:43 am
да, соосники завораживают.

Edited at 2013-07-14 11:43 (UTC)
14-июл-2013 11:30 am
ка-26. ка-32 это как-то очень круто
14-июл-2013 11:31 am
А разве не Ка-26?
14-июл-2013 11:40 am
26! Опечатка!
14-июл-2013 11:56 am
////А ведь впервые применять вертолеты в на службе в госавтоинспекции стали в 1969 году,

а "Бриллиантовую руку" сняли в 1968
14-июл-2013 03:23 pm
Но ведь в "Бриллиантовой руке" автомобиль с нарушителями двигался в направлении Государственной Границы! Могли и истребители поднять.)))
14-июл-2013 03:29 pm
а подняли только уже имевшиеся в ГАИ вертолеты
Страница загружена май 31 2023, 6:35 pm GMT.