Кузнец своего счастья (faber_fortunae) wrote in ru_aviation,
Кузнец своего счастья
faber_fortunae
ru_aviation

Categories:

40 лет страшной трагедии в Светлогорске


16 мая 1972 года в городе Светлогорске Калининградской области потерпел катастрофу Ан-24 ВВС Балтийского флота

В 16 часов 16 мая 1972 года радиостанция «Свободная Европа» из Мюнхена передала сообщение: «Военно-транспортный самолет Ан-26 морской авиации Балтфлота три часа назад упал на детский сад в Светлогорске (Калининградская область). Среди погибших — дети в возрасте до 6 лет, воспитатели и экипаж самолёта, всего более 30 человек».

Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко — на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали...

…В тот день, ровно 40 лет назад, Ан-26 в 12.15 вылетел с авиабазы в Храброво. Самолёт выполнял плановый полёт и проводил воздушную разведку погоды. У Светлогорска лётчики пытались определить нижнюю границу облачности и недалеко от береговой черты вошли в плотный туман, который простирался до самой воды. Примерно в 12.30 Ан-26 пролетел над высоким обрывистым берегом, но зацепился крылом за верхушку сосны. Люди, которые в тот момент гуляли в лесу, вспоминают, что самолёт, задевая верхушки деревьев, с треском пронёсся у них над головами. Посыпались обломки, из повреждённых баков пролился керосин. Через несколько секунд транспортник упал рядом с детским садом.

...В полдень дети в двух группах только что возвратились с прогулки и расселись в столовой, ожидая обеда. И тут здание потряс страшный удар: огромный двигатель самолёта протаранил столовую, и все находящиеся там дети и воспитатели мгновенно погибли. Начался сильный пожар.

Почти одновременно к месту катастрофы прибыли пожарные, военнослужащие Балтфлота и курсанты школы милиции. Здесь же были сотрудники КГБ, которые сделали всё, чтобы информация о трагедии не получила огласки. Однако слухи распространялись по всей области. Люди знали только то, что «большой самолёт упал на какой-то детсад». Родители бросились в садики, куда утром отвели своих детей.

К вечеру поиски погибших завершились. Последним из-под обломков извлекли тело 6-летнего Андрея Шабашова. Он в этот день в садике не был — у мальчика болело ушко, и бабушка отвела его на прогревание. К обеду они возвращались домой, шли мимо садика, и Андрюша, опередив бабушку на какие-то 15 метров, побежал к маме, которая работала воспитателем. Смерть настигла его на крыльце…

В этой катастрофе погибли 23 ребенка, двое воспитателей детского сада, и весь экипаж самолета - 8 человек. Страшную трагедию было приказано забыть - всего за сутки обломки самолета и разрушенного здания разобрали и вывезли, а на этом месте разбили сад. Никаких сообщений о катастрофе в советских СМИ не давалось, сам город Светлогорск был на те же сутки отключен от всякой связи, жителям рекомендовали не покидать территорию города.

Власти решили полностью убрать следы трагедии. Всю ночь на месте катастрофы шли работы. Когда утром к месту гибели своих детей пришли родители, они были потрясены: здесь была разбита большая клумба.

В день похорон «по техническим причинам» отменили движение электричек в Светлогорск, на автостраде были выставлены кордоны. И тем не менее на кладбище собралось около 7 тыс. человек, к памятнику погибшим легли венки от простых людей со всех городов области. Фотографировать на похоронах запретили, а у тех, кто осмеливался нарушить запрет, «люди в штатском» забирали отснятые плёнки.

В 1994 в году в Светлогорске на месте катастрофы была построена часовня. Сейчас в память о погибших здесь постоянно горит свеча. Часовенка выглядит детской. Внутри - крошечный иконостас и малюсенькие иконы. Все обустроено как раз для ребят детсадовского возраста.



Хроника полёта и расследование причин катастрофы:
Ан-24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, "привязался" к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле есть схема разрушения самолета.

"Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорит Василий Владимирович Проскурнин[В 1972 году - однополчанин погибшего командира Ан-24 капитана Гутника]. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 - это не истребитель".
На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с Ил-14 на Ан-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60-70 метров. Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.


Tags: Ан-24, безопасность полетов, катастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments