?

Log in

No account? Create an account
Летное поле
История коммерческой реактивной авиации. 1950-е годы. Ту-104 
7-дек-2009 04:09 pm
January 2008
Первая часть: de Havilland DH.106 Comet 1

1956 год. Председатель Совета министров СССР товарищ Булганин и Первый секретарь Центрального комитета КПСС товарищ Хрущёв с государственным визитом в столице Соединённого Королевства. В это самое время, 22 марта, в аэропорту Heathrow широкой лондонской общественности предъявляют новый советский реактивный пассажирский авиалайнер.
Это фурор. Компетентные органы в те времена ещё умели не давать интервью, все остальные были поражены: СССР ничуть не отставал от Запада!

Закопать не закопали, но кузькину мать показать удалось.

Ту-104A CCCP-42460
Ту-104A CCCP-42460 "Аэрофлот" Stockholm Arlanda 07-1972
Фото с сайта Airliners.net

Официально проектировать реактивный пассажирский самолёт начали 11 июня 1954 года, согласно постановлению Совета Министров. Но реальная работа началась на несколько лет раньше.
29 августа 1949 года СССР испытывает ядерную бомбу. Огромные ресурсы вкладываются в разработку самолёта, способного эту бомбу нести. В частности, в 1950 году КБ имени Туполева начинает работу над своим вариантом — дальним ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-16.
Именно из него в короткий срок сделали пассажирский лайнер: крыло подвинули вниз, фюзеляж расширили.
 
Ту-16
Ту-16
Фото с сайта Defense imagery

Ту-104А (СССР-42395)
Ту-104А (СССР-42395) "Аэрофлот", Amsterdam Schiphol 05-1969
Фото с сайта Airliners.net

Некоторые технические решения, применённые на Ту-104, оказались аналогичны более раннему британскому de Havilland Comet. Двигатели были расположены в корне крыла — они увеличивали тем самым конструкционный вес и опасность потери крыла при собственном возгорании. А окна были сделаны прямоугольными.
Однако эту ошибку, в отличие от британцев, советские конструкторы устранили ещё до премьеры.

17 июня 1955 года в Харькове состоялся первый полёт прототипа.
5 ноября 1955 года взлетел первый серийный Ту-104.
15 сентября 1956 года «Аэрофлот» совершил первый регулярный рейс — по маршруту Москва — Омск — Иркутск.
Новичок заменил работавший на этой линии поршневой Ил-14, и время в пути сократилось чуть ли не вдвое: с 13 часов 50 минут до 7 часов 40 минут.

За два с половиной года до этого прекратились полёты de Havilland Comet, и советский самолёт был единственным в небе коммерческим реактивным авиалайнером.

Он предлагался со следующими характеристиками:

Экипаж: 2 пилота, штурман, бортмеханик и радист;
Пассажировместимость: 50 человек;

Длина: 38,85 м;
Размах крыльев: 34,54 м;
Высота: 11,9 м;
Двигатели: 2 турбореактивных Микулин АМ-3, расположение — у основания крыла симметрично к фюзеляжу;

Максимальная скорость: 950 км/ч;
Дальность полёта: до 3 800 км;
Дальность полёта с максимальной полезной нагрузкой: 3 000 км;
Рабочий потолок: 11 500 м;
Дистанция разбега: 1 775 м;
Дистанция пробега (тормозной путь): 1 060 м (с использованием специального тормозного парашюта около 400 м).
 
Ту-104А CCCP-42397
Ту-104А CCCP-42397 "Аэрофлот", Stockholm Arlanda 06-07-1970
Фото с сайта Airliners.net

Представления об избранности пассажиров самолёта и необходимой шикарности салона поначалу преследовали и советских авиастроителей. К интерьеру и меню приложила руку сама супруга главного конструктора: первые Ту-104 были отделаны изнутри деревом, медью и кружевом, за что редкие западные пользователи называли их интерьеры «викторианскими».
А стюардессы, отбираемые особенно тщательно, предлагали горячие и холодные блюда, десерты, фрукты и армянский бренди.
 
Ту-104A (OK-LDC) CSA, кабина пилотов
Ту-104A (OK-LDC) CSA, кабина пилотов
Экспонат Пражского музея авиации.
Фото с сайта Airliners.net
Ту-104 (СССР-42322)
Ту-104 (СССР-42322)
Остатки интерьера самолёта 1960-х годов, использовавшегося для нужд руководства ВМФ СССР. Музей гражданской авиации в Ульяновске.
Фото с сайта Airliners.net

Но в этом был скрыт огромный минус: лайнер был очень дорогим в эксплуатации. Часть машин была востребована как ведомственный VIP-транспорт — там, где деньги не считали. Но для «Аэрофлота» срочно требовались изменения.
И они произошли. Дальнейшее развитие двигателей Микулина (увеличение тяги как результат) позволило увеличить число пассажиров.
Поставив на самолёт «Микулин-АМ-3М», проиводитель в том же самом салоне разместил уже 70 пассажирских кресел (по схеме 2+3). Комфорт быстро сдавался перед экономической эффективностью.

Получился Ту-104А.
6 машин экспортировали в Чехословакию, где местные Československé Aerolinie поставили их на маршруты в Москву, Париж и Брюссель. Чехи заказали самолёт с 81 пассажирским местом.
 
Ту-104A (OK-NDF)
Ту-104A (OK-NDF) "České Budějovice" CSA, Paris Orly 05-06-1971
Этот самолёт после списания из авиакомпании использовался под ресторан.
Фото с сайта Airliners.net
Ту-104A (OK-MDE)
Ту-104A (OK-MDE) "Ostrava" CSA, Paris Orly 05-1962
29 августа 1973 года зтот самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы в аэропорту Никосии, Кипр, разбился и сгорел. Все остались живы.
Фото с сайта Airliners.net

Правда, на этом экспорт и ограничился: в советском блоке не было спроса на такие самолёты, поскольку большинство стран были экономически слаборазвиты, а конкуренция на рынке воздушных перевозок отсутствовала. И все машины сбывались в «Аэрофлот», который использовал их на линиях из Москвы почти во все крупнейшие города РСФСР, некоторые республиканские столицы и в Европу.

Но была и вторая «рыночная ниша» — государственный престиж. Ту-104А был здесь успешнее — ставил рекорды.
6 сентября 1957 года с 20 тоннами полезной нагрузки самолёт взлетает на 11 211 метров.
24 сентября 1957 года с 2 тоннами на борту он разгоняется до 970,821 км/ч.

Введённая в строй 15 апреля 1959 года версия Ту-104Б с удлинённым на 1,21 м фюзеляжем и неизменным крылом сможет достичь высоты 12 799 метров и скорости 1 015,86 км/ч.
Этот самолёт возил уже 100 человек, а позднее в него стали набивать 115.
 
Ту-104Б (CCCP-42429)
Ту-104Б (CCCP-42429) "Аэрофлот", London Heathrow 02-07-1974
Фото с сайта Airliners.net

Проклятие первенцев от реактивной авиации поджидало и детище Туполева.

19 февраля 1958 года самолёт Ту-104 не смог совершить посадку во Внуково ввиду плохих метеоусловий и ушёл на запасной аэродром — военную базу Саваслейка в Горьковской области. Выработав всё топливо и не долетев до полосы 1 500 метров, рухнул на деревья.

15 августа 1958 года Ту-104А, летевший из Хабаровска в Москву через Иркутск и Омск, в районе Читы попал в восходящий поток воздуха, поднялся в нём с 10 800 метров до 12 000 метров, где сорвался в штопор и разбился. Погибли все 64 человека, бывших на борту.

17 октября 1958-го то же самое случилось с Ту-104А возле чувашского Канаша. Самолёт следовал из Пекина во Внуково. После дозаправки в Омске ввиду тумана в московском аэропорту был вынужден повернуть на Свердловск, после чего попал в зону турбулентности, взлетел с 10 000 метров до 13 000, там потерял скорость и сорвался в штопор. Примерно на 2 000 метров экипаж начал выравнивать его положение, но было слишком поздно.
Погибло 73 человека: на борту находились китайская и северокорейская официальные делегации.

После этой катастрофы был увеличен угол отклонения вертикальных стабилизаторов, что избавило машину от её легендарного недостатка - "подхвата": неспособности справиться с мощными восходящими потоками воздуха.

Всё равно это было лишь начало. Иные конструкционные недоработки и только первый опыт эксплуатации пассажирских реактивных самолётов привели к тому, что инциденты с Ту-104 случались несколько раз в году.
У них отказывали двигатели, они срывались в штопор при снижении и наборе высоты, пилоты сажали их за сотни метров до полосы или не успевали тормозить на ней, иногда отказывали приборы и электрооборудование, а однажды самолёт взорвался в воздухе при пожаре первого (левого) двигателя.
 
Ту-104Б (CCCP-42471)
Ту-104Б (CCCP-42471) "Аэрофлот", Stockholm Arlanda 12-1968
Этот самолёт разбился 28 ноября 1976 года при вылете из аэропорта Шереметьево: в неблагоприятных погодных условиях отказал авиагоризонт. Погибли все 72 человека, бывшие на борту.
Фото с сайта Airliners.net

В 1961-м инцидентов было 5 (погибло 6 человек), в 1962-м — 4 (и 185 погибших), в 1963-м — 3 (и 32 жертвы).

Всего за всю историю эксплуатации модели было разбито 37 самолётов, погибло при этом 978 человек.

В 1960 году производство Ту-104 прекратилось. Выпущена за неполные 6 лет 201 машина.

17 марта 1979 года Ту-104Б вылетел из Внуково в Одессу. Датчик возгорания первого двигателя сработал ложно, исправный двигатель был отключён, борт был вынужден вернуться в аэропорт.
В условиях плохой видимости самолёт снизился слишком сильно, задел опору линии электропередач, потом вершину холма — и набрал высоту. Примерно в 10 метрах над землёй лайнер пересёк Киевское шоссе и упал на замёрзшую пашню. Лишившись крыльев и кабины, фюзеляж продолжал скользить и остановился в 200 метрах от шоссе и в 1920 метрах от начала взлётно-посадочной полосы.
Погибли 85 из 100 пассажиров и 1 член экипажа.
И хотя оказалось, что максимальная взлётная масса была превышена на 10,7 тонн, а командир имел только 32 часа налёта на Ту-104, после этой трагедии «Аэрофлот» вывел все самолёты этой модели из своего парка.

Низкая топливная эффективность, высокая аварийность — а в следствии неё, плохой имидж самолёта в глазах пассажиров и сотрудников авиакомпании, — привели к тому, что первый советский реактивный коммерческий авиалайнер проиграл конкурентную борьбу турбовинтовому Ил-18.
У соперника был чуть более вместительный салон, скорость на 30% ниже, дальность полёта и экономичность выше в два раза, но главное — он считался более безопасной и надёжной машиной (что факты однозначно подтвердить не могут). Вероятно, общественное мнение ещё не очень сильно ценило высокую скорость.

Но самым романтичным этот лайнер стал безо всякого сомнения.
В 1968 году на советские экраны вышел фильм "Ещё раз про любовь" по пьесе Эдварда Радзинского с Татьяной Дорониной, Александром Лазаревым и Олегом Ефремовым в главных ролях. "Самая красивая девушка в СССР" работала стюардессой на Ту-104.
Она погибла в катастрофе своего самолёта.


В мире сохранилось несколько Ту-104.
 
Ту-104Б (CCCP-42507)
Ту-104Б (CCCP-42507) "Аэрофлот", Stockholm Arlanda 03-12-1972
Этот самолёт, перекрашенный и с фейковым регистрационным номером, стоит на постаменте при въезде во Внуково со стороны Киевского шоссе.
Фото с сайта Airliners.net
Ту-104Б (CCCP-L5412), Москва, Внуково
Ту-104Б (CCCP-L5412), Москва, Внуково 20-07-2009
Фото с сайта Airliners.net

 
Ту-104A (OK-LDA)
Ту-104A (OK-LDA) "Praha" CSA, Stockholm Arlanda 11-1970
Этот самолёт стал экспонатом Пражского музея авиации и сохранился лучше всех других Ту-104.
Фото с сайта Airliners.net
Ту-104A (OK-LDA)
Ту-104A (OK-LDA) "Praha" CSA, Kbely 31-07-2007
Экспонат Пражского музея авиации.
Фото с сайта Airliners.net


Ту-104А (СССР-42382)
Ту-104А (СССР-42382) "Аэрофлот"
Почти целый самолёт в Бердске, Новосибирская область
За фото спасибо [info]MARYKA84



Ту-104A CCCP-42460
Ту-104A CCCP-42460 "Аэрофлот", Stockholm Arlanda 19-02-1972
Этот самолёт стал памятником в Рыбинске.
Фото с сайта Airliners.net
Ту-104A CCCP-42460 экс-
Ту-104A CCCP-42460 экс-"Аэрофлот"
улица Моторостроителей, Рыбинск, Ярославская область
Фото с сайта Russian planes

Старейший сохранившийся Ту-104, выпущенный в 1956 году, находится в музее аэропорта Киев Жуляны. Внешнее состояние не очень хорошее, внутри есть почти целая кабина пилотов
Чуть более молодой — в Ульяновском музее гражданской авиации, построенный в том же 1956 году. Сохранность лучшая, но тоже далеко не то, что было на момент эксплуатации. Этот самолёт совершил последний в истории полёт Ту-104 — 16 ноября 1986 года при перегоне его из Оленегорска в Ульяновск через Шереметьево.
Comments 
7-дек-2009 03:24 pm
А ульяновский или жулянский борт недавно отреставрировали внешне?

P.S. ещё сохранился борт в Монино - летающая лаборатория на невесомость, состояние, что внешнее, что внутреннее - "очень не очень".
7-дек-2009 03:25 pm
Когда я в Жулянах был, мне показалось, что в Ту-104 чего-то копошились. Показалось, что реставрировали.
7-дек-2009 03:25 pm
очень вероятно, там заботятся о технике в меру возможностей
7-дек-2009 03:27 pm
интересно)
7-дек-2009 03:32 pm - Ульяновск
Его там недавно восстановили хорошо, на аралайнерсе есть фотка кабины, там все так цивильно покрашено, все приоры на месте. И Ту-144 они занимаются, хотят ему в кабину сим прикрутить. Знакомая из Ульяновска целую лекцию читала на эту тему мне)))
7-дек-2009 03:43 pm
Спасибо огромное, всегда интересно читать подготовленную историю (самому копаться времени нет). А еще и с фотографиями, так вообще цены нет.

Снимаю шляпу, спасибо=)
7-дек-2009 03:44 pm
wtf вертикальные стабилизаторы?
7-дек-2009 03:47 pm
Ил-18, кстати, шикарный лайнер, напрасно про него сейчас забыли
7-дек-2009 06:21 pm
северокорейцы не забыли
7-дек-2009 03:53 pm
спасибо!!! очень интересно!
7-дек-2009 04:04 pm
Спасибо,интересно.
7-дек-2009 04:19 pm
спасибо, познавательно!!
7-дек-2009 04:34 pm
у себя в ф.ленте только что наткнулся на фотки ТУ-104Б:





---------------------
Взято отсюда: http://photomans.livejournal.com/330317.html?nc=2&style=mine
7-дек-2009 04:58 pm
Спасибо!
Отличные снимки в этом журнале. Советская классика: и что снимали, и как снимали.
"Так сейчас не делают!" :)
7-дек-2009 05:08 pm
спасибо большое!!!
7-дек-2009 06:13 pm
Отличный пост! Лучший во всей френдленте за это вечер!

ЗЫ. Только я бы коммерческой авиацией в те годы это не назвал бы...скорее, государственной...
7-дек-2009 06:17 pm
Хоть какие-то деньги она забаратывала. Экономику двигала - вот и коммерческая. :)
7-дек-2009 06:26 pm
Очень информативно и отлично подготовлено. Спасибо!
7-дек-2009 06:41 pm
Спасибо, очень интересно.
А что за история с квадратными иллюминаторами?
7-дек-2009 06:50 pm - история с квадратными иллюминаторами
Углы, присутствующие в конструкции старых поршневых самолетов, являются мощными концентраторами напряжений в конструкции с герметичным фюзеляжем. Подвергаясь длительному воздействию знакопеременных нагрузок (сдувание-раздувание фюзеляжа внутренним давлением), концентраторы становятся источником магистральных усталостных трещин, в конечном итоге разрушающих конструкцию... Что и получилось с "Кометами".

А на фотке с квадратными иллюминаторами вроде Ил-12 или Ил-14, но за базар не отвечу)))
Может и Ли-2.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
Страница загружена дек 13 2018, 7:54 pm GMT.