?

Log in

No account? Create an account
Летное поле
Авиаперелёт Петербург - Москва 
10-мар-2009 08:38 pm
Коло
Авиаперелёт Петербург - Москва, организованный Императорским Российским Аэроклубом в июле 1911 г. являлся на тот момент "колоссальным шагом вперёд в нашей молодой авиации". Инициатором перелёта был известный аэронавт, полковник С.И.Одинцов. В феврале 1911 года образовался организационный комитет перелёта, почётное председательство в котором принял на себя В.кн. Александр Михайлович, а Председателем комитета был избран тогдашний председатель Государственной Думы А.И.Гучков.
Из казны было ассигновано 100 000 рублей.


Аппаратъ Костина послѣ спуска въ Валдаѣ.





"Перелететь из Петербурга в Москву! От этих слов веет какой-то фантастической сказкой. Прилететь по своей воле и желанию, не игрушкою ветра, но настоящею вольною птицей - эта смелая и причудливая фантазия уже осуществилась. Несмотря на колоссальные тягости этого перелёта, несмотря на отсутствие хорошей сигнализации, дикость и некультурность местности, чрез которую приходилось пролетать нашим героям воздуха, и где почти невозможно было находить удобный спуск, один из них пролетел чрез всё назначенное пространство и первый соединил у нас Петербург и Москву воздушным путём. Этот единственный - А.А.Васильев".


Авiаторы Костинъ и Агафоновъ со своими пассажирами въ Валдаѣ.

В перелёт записалось 12 авиаторов, но приняло участие только 9.
Путь от Петербурга в Москву был разделён на 10 участков, а контрольными станциями были назначены Тосно, Чудово, Новгород, Крестцы, Валдай, Вышний Волочёк, Торжок, Тверь и Клин. Наибольшее протяжение каждого отдельного перелёта равнялось 87 верстам (Валдай-Вышний Волочёк), наименьшее - 50 верстам (СПб-Тосно).
Местом старта являлся аэродром Т-ва "Крылья" на Комендантском поле. Старт был назначен на 10 июля. В 3 часа утра грянула сигнальная пушка и начался полёт.
Первым стартовал С.И.Уточкин. В полёт отправились пять монопланов и четыре биплана. Три биплана с пассажирами.
Первым неудача постигла М.Ф.Кампо-Сципио. Сперва он заблудился, потом у него лопнул бак с бензином и он опустился в 15 верстах от Петербурга. Он вернулся в Питер, чтобы на следующий день снова стартовать вместе с опоздавшим Слюсаренко.
На перелёте СПб-Тосно упал Б.С.Масленников. Аппарат сломал, но сам остался цел.
В Чудове потерпел неудачу М.Г.фон-Лерхе, получив удар в голову при спуске.


Авiаторъ фонъ-Лерхе на "Этрикѣ" надъ взморьемъ 10 iюля 1911 г.

В Новгороде отказал мотор у "Блерио" Уточкина. Он упал в канаву, но остался цел. Исправив поломку он отправился в дальнейший полёт. Но не долетев до Крестцов упал снова. На этот раз с высоты 500 метров на берег реки Цины, попал под свой моноплан и был им выброшен в реку. С переломом обеих ног и сломанной ключицей он был выловлен из реки местными крестьянами и перевезён в местную больницу. Аппарат его разбился вдребезги.


Разбитый аппаратъ С.Уточкина въ 20 верст. отъ Крестцов (Новгор. г.).


С.И.Уточкинъ послѣ аварiи.

Неудача постигла также Н.Д.Костина и Г.В.Янковского. Первый вместе со своим пассажиром упал в Валдай (к счастью и для себя и для пассажира благополучно). Второй упал в болото близ Вышнего Волочка. Оба полёт продолжили, но вскоре снова потерпели аварии и от дальнейшего путешествия отказались.


Починка аппарата Костина въ Валдаѣ.


Янковскiй пролетаетъ надъ Крестцами.


Въ деревне подъ Валдаемъ. Моментъ появленiя аэроплана.

Счастливее всех оказался А.А.Васильев.


Васильевъ пролетаетъ надъ взморьемъ.

Но и с ним приключилось досадное недоразумение, не позволившее его победе стать мировой. Он заблудился по дороге! После Торжка он сбился с курса и вместо Твери полетел в Ржев. Только там он понял свою ошибку и снова полетел в Торжок, потеряв на лишних перелётах (примерно 200 вёрст) несколько драгоценных часов. После чего он вынужден был опуститься в Полсолнечной (в 56 верстах от Москвы) из-за нехватки бензина и там заночевать. Тем ни менее победа осталась за ним и 11 июля 1911 года он приземлился на московском аэродроме в 4 часа 18 минут утра. Если бы не досадное плутание в Ржев, он прилетел бы в Москву в 5 часов вечера накануне и побил бы мировой рекорд в скорости.
Но если принимать во внимание обстановку перелёта, то А.А.Васильев побил мировой рекорд героизма и самоотверженности.


Авiаторъ Васильевъ на "Блерiо" пролетаетъ надъ Валдаемъ.

Но с прилётом Васильева в Москву состязание не закончилось, т.к. 12 июля состоялся отлёт из Петербурга М.Ф.Кампо-Сципио и В.В.Слюсаренко. Этот день ознаменовался катастрофой - ещё более ужасной, чем та, которая постигла Уточкина.
Слюсаренко вместе с пассажиром К.Н.Шиманским упал неподалёку от Петербурга близ деревни Московская Славянка.


Разбитый аппаратъ Слюсаренко, упавшiй у Вышняго Волочка.

При падении Шиманский разбился насмерть, Слюсаренко получил тяжкие увечия.


К.Н.Шиманский. За два дня до перелёта он сдал экзамен на звание пилота. Покойный стал 70-й жертвой авиации в Европе и третьей в России.

Кампо-Сципио вновь упал не долетев до Тосно. Полетел вновь и достигнув 14 июля Крестцов от дальнейшего полёта отказался из-за технического состояния своего "Морана".

Как писали газеты тех лет: "Когда падают одни, тогда взлетают другие - и над жертвами сияет восход новой зари...".
Comments 
10-мар-2009 06:07 pm
спасибо, очень познавательно! Надо же, какой материал вы отыскали.. Это откуда то из архивов?
10-мар-2009 06:51 pm
"Нива", 1911 год.
10-мар-2009 08:11 pm
"Нива"? Знакомо ) У самой сохранилось от дедушкиных архивов подшивка за 1901 год с великолепной статьей-прогнозами о развитии ЖД транспорта.. Но такая тематика -класс!!
11-мар-2009 06:10 am
И каковы были прогнозы?
11-мар-2009 09:38 am
своеобразные :) Вот тут можно прочитать, сканировала..
11-мар-2009 04:20 pm
Любопытное чтение:) Спасибо!
10-мар-2009 06:30 pm
Красавцы!:)
10-мар-2009 07:42 pm
спасибо)
Страница загружена июн 19 2019, 6:01 am GMT.