Вы читаете ru_aviation

Летное поле
Экраноплан "Лунь" проект 903 ч.1: вид снаружи 
5-дек-2009 07:36 am
норвегия на r1
Вот у меня и дошли руки до экраноплана.Я разобью рассказ о нем на 3 или 4 части: 1-экраноплан снаружи(1 или 2 части) 2-экраноплан изнутри, 3-док экраноплана.
В 1987 г. на воду сошел "Лунь" первый корабль серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Главным конструктором был В.Кирилловых. Корабль был вооружен тремя парами крылатых ракет 3М80 или 80М "Москит" (НАТОвское обозначение SS-N-22 Sunburn). Второй "Лунь" тоже закладывался как ракетоносец, но начавшаяся конверсия внесла свои коррективы, и его планировали достроить как спасательный.
ЛТХ:
Модификация Лунь
Размах крыла, м 44.00
Длина, м 73.80
Высота, м 19.20
Площадь крыла,м2 550.00
Масса, кг
пустого самолета 243000
максимальная взлетная 380000
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000
Максимальная скорость, км/ч 500
Практическая дальность, км 2000
Высота полета на экране, м 1-5
Мореходность, баллов 5-6
Экипаж, чел 10
Вооружение: 6 ПУ ПКР ЗМ-80 Москит


Создан он был в ЦКБ им Алексеева


Погода была отвратительная ,поэтому фотографии блеклые,но уж что есть: то есть.
Фотографий опять будет много,и много однотипных.
Лунь располагается на доке,специально сконструированном для него,грузоподъемностью 500тонн.

В отличии от "Орленка" ,"Лунь" не имеет шасси,только гидролыжу,поэтому самостоятельно забираться на берег не может.Поэтому ему и нужен сухой плавучий док.

Этот док буксирами выводится в залив,потом погружается на несколько метров( возможно погружение до 10 метров)и далее подвсплывший экраноплан идет своим ходом.

Общее впечатление от экраноплана: самолет ,сделанный на судостроительном заводе по тем технологиям,которые они имели.Тем и уникальнее его способности.

Под этим обтекателем находится морская РЛС.Вид изнутри будет в след. постах.

Лунь оснащен восемью двигателями кб Кузнецова.Такие же ставили на ИЛ-62 если я не ошибаюсь,правда здесь их морской вариант, плюс поворотные сопла
Тип двигателя 8 ТРД НК-87
Тяга, кгс 8 х 13000

Для меня осталось загадкой: почему только один двигатель закрыт такой решеткой?

Вид на сопла







Вид со стороны крыла.

С земли:-))

Если Лунь будут восстанавливать,то планируется заменить двигателя на те,которые стоят на недостроенном "Спасателе"

Вид из-под крыла:

Корпус экраноплана функционально разделен по длине на четыре части (района): носовую, среднюю, кормовую и район киля и стабилизатора. В носовой части (помещения с оборудованием и конструкциями, обеспечивающими движение ПСЭ), находятся ходовая рубка для экипажа, пилон, иа котором размещены главные двигатели, и помещения в районе пилона со вспомогательными двигателями и системами силовой установки; в средней (помещения от носовой части до середины корпуса) — оборудование,для проведения испытаний,и боевое?, а также камбуз,туалет,каюта для экипажа, в «кормовой (от середины корпуса в корму) — пока тоже заполнено испытательным оборудованием ; в районе киля — электроэнергетичсская установка для обеспечения экраноплана электроэнергией на стоянке, комплекс радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения навигации, связи,. В перекрестии киля и стабилизатора на высоте 12 м от ватерлинии расположено помещение стрелка.

Экипаж экраноплана состоял из 7 офицеров и 4 контрактников(мичманов).Автономность его 5 суток.

Это вид снизу на пилон с двигателями

По сути, экранный эффект — это та же воздушная подушка, только образуемая путём нагнетания воздуха не специальными устройствами, а набегающим потоком. То есть «крыло» таких аппаратов создаёт подъёмную силу не только за счёт разреженного давления над верхней плоскостью (как у «нормальных» самолётов), а дополнительно за счёт повышенного давления под нижней плоскостью, создать которое возможно только на очень небольших высотах (от нескольких сантиметров до нескольких метров) Эта высота соизмерима с длиной средней аэродинамической хорды (САХ)крыла. Поэтому крыло у экраноплана стараются выполнить с небольшим удлинением.

Эффект экрана связан с тем, что возмущения (рост давления) от крыла достигают земли (воды), отражаются и успевают дойти до крыла. Таким образом, рост давления под крылом получается большим. Скорость распространения волны давления, конечно, равна скорости звука. Соответственно, проявление экранного эффекта начинается с

h<(lxV)/2v

где l — ширина крыла (хорда крыла), V — скорость звука, h — высота полёта, v — скорость полёта.

Чем больше САХ крыла, ниже скорость полёта и высота — тем выше экранный эффект.
Например, максимальная дальность полёта экранолёта «Иволга» на высоте 0,8 м составляет 1150 км, а на высоте 0,3 метра с той же нагрузкой — уже 1480 км.

Традиционно на скоростях полётов у самой земли принято считать высотой действия экрана половину хорды крыла. Это даёт высоту порядка метра. Но у достаточно больших экранопланов высота полёта «на экране» может достигать 10 и более метров.

Центр давления (общая точка приложения силы) экранного эффекта находится ближе к задней кромке, центр давления «обычной» подъёмной силы — ближе к передней кромке, поэтому, чем больше вклад экрана в общую подъёмную силу, тем больше центр давления смещается назад. Это приводит к проблемам балансировки. Изменение высоты меняет балансировку, изменение скорости — тоже. Крен вызывает диагональное смещение центра давления. Поэтому управление экранопланом требует специфических навыков.
Это вид из-под крыла на закрылки или как их правильно называть.После их опускания: именно такое положение они занимают,после этого двигателя нагнетают воздух под крыло,экраноплан поднимается из воды и начинает движение.

Вид на закрылки(или как их правильно называть?) с хвоста экраноплана

Вид от корпуса в сторону законцовки крыла

Вид на левое крыло

Эти штучки настолько массивны и сделаны по корабельному,что диву даешься.

Устройство поворота и блокировки закрылков

Левое крыло и поплавки на его конце

Поверхность поплавка

Он же со стороны корпуса

Достоинства собственно экранопланов и экранолётов( экранолет отличается от экраноплана тем,что может отрываться от экрана и подниматься на большие высоты)

* Высокая живучесть
* достаточно высокая скорость
* у экранопланов высокая экономичность и более высокая грузоподъёмность по сравнению с самолётами, так как подъемная сила складывается с силой, образующейся от экранного эффекта.
* экранопланы по скоростным, боевым и грузоподъёмным характеристикам превосходят суда на воздушной подушке и суда на подводных крыльях
* для военных немаловажна малозаметность экраноплана на радарах вследствие полёта на высоте нескольких метров, быстроходность, невосприимчивость к противокорабельным минам
* для экранопланов не важен тип поверхности, создающей эффект экрана — они могут перемещаться над замёрзшей водной гладью, снежной равниной, над бездорожьем и т. д.; как следствие, они могут перемещаться по «прямым» маршрутам, им не нужна наземная инфраструктура: мосты, дороги и т. д.
* современные экранолёты гораздо безопаснее обычных самолётов: в случае обнаружения неисправности в полёте амфибия может сесть на воду даже при сильном волнении. Причём это не требует совершения каких-либо предпосадочных манёвров и может быть осуществлено просто сбросом газа (например в случае неисправности двигателей). Также и сама неисправность двигателя зачастую не столь опасна для крупных экранопланов ввиду того, что они имеют несколько двигателей, разделённых на стартовую и маршевую группу, и неисправность двигателя маршевой группы может быть компенсирована запуском одного из двигателей стартовой группы.
* экранолёты относятся к безаэродромной авиации — для взлёта и посадки им нужна не специально подготовленная взлётная полоса, а лишь достаточная по размерам акватория или ровный участок суши

Недостатки

* одним из серьёзных препятствий регулярной эксплуатации экранопланов является то, что место их предполагаемых полётов (вдоль рек) очень точно совпадает с зонами максимальной концентрации птиц
* управление экранопланом отличается от управления самолётом и требует специфических навыков
* экраноплан «привязан» к поверхности и не может лететь над неровной поверхностью; этого недостатка лишён экранолёт
* хоть полет «на экране» и связан с меньшими энергетически затратами, нежели у самолета, однако процедура старта требует большей тяговооруженности, сравнимой с таковой у транспортного самолета, и соответственно применению дополнительных стартовых двигателей, незадействованных на маршевом режиме (для крупных экранопланов), либо особых стартовых режимов для основных двигателей, что ведет к дополнительному расходу топлива



В последнее время история с экранопланами получила совершенно
неожиданный поворот. Проанализировав перспективность этого вида
техники и придя к выводу о значительном, мягко говоря, отставании
работ (за фактическим отсутствием таковых) в области
экранопланостроения, конгресс США создал специальную комиссию,
призванную разработать план действия по ликвидации <русского
прорыва>. Члены комиссии предложили обратиться за помощью... к самим
русским и вышли напрямую в ЦКБ по СПК. Руководство последнего
поставило в известность Москву и получило разрешение от
Госкомоборонпрома и министерства обороны на проведение переговоров с
американцами под патронажем Комиссии по экспортному контролю
вооружения, военной техники и технологий МО РФ. А дабы не привлекать
лишнего внимания к предмету переговоров, любознательные янки
предложили воспользоваться услугами американской фирмы под
нейтральным названием <Российско-американская наука> (РАН), и при ее
посредничестве делегация заокеанских специалистов получила
возможность побывать в ЦКБ по СПК, встретиться с конструкторами
экранопланов, выяснить, по возможности, интересующие детали. Затем
российская сторона любезно согласилась организовать посещение
американскими исследователями базы в Каспийске, где они смогли без
ограничений детально отснять на фото- и видеопленку подготовленный к
вылету специально для этого визита <Орленок>.

Кто же входил в состав американского <десанта>? Руководитель
делегации - полковник ВВС США Фрэнсис, возглавляющий программу
создания перспективного тактического истребителя. Под его началом
были видные специалисты из научно-исследовательских центров, в том
числе из НАСА, а также представители авиастроительных компаний
Америки. Среди них наиболее известной личностью был Берт Рутан,
спроектировавший самолет нетрадиционной аэродинамической схемы
<Вояжер>, на котором несколько лет назад его брат совершил
беспосадочный кругосветный перелет. Кроме того, в состав делегации,
по словам присутствующих на показе представителей российских
компетентных органов, входили лица, по долгу службы годами
собиравшие всеми возможными способами сведения о советских
экранопланах и впервые неожиданно получившие возможность увидеть
своими глазами - и даже потрогать - объект своего пристального
внимания.

В результате этих визитов, обошедшихся американским
налогоплательщикам всего в 200 тысяч долларов, наши новые друзья
смогут сэкономить несколько миллиардов и существенно, на 5 - 6 лет,
сократить сроки разработки проектов собственных экранопланов.
Представители США ставят вопрос об организации совместной
деятельности для ликвидации своего отставания в данной области
Конечная цель - создание транспортно-десантного экраноплана взлетным
весом до 5000 тонн для американских сил быстрого реагирования. На
всю программу может потребоваться 15 млрд.долларов Какая часть этой
суммы может быть инвестирована в российскую науку и промышленность -
и будет ли инвестирована вообще - пока неясно При такой организации
переговоров, когда полученные 200 тысяч долларов не покрывают затрат
ЦКБ и опытного завода в размере 300 млн. рублей на доведение до
летного состояния <Орленка>, рассчитывать на взаимовыгодность
сотрудничества не приходится

На сомнения о пользе такого рода контактов для государственных
интересов России наводит и реакция ответственного чиновника Комиссии
по экспортному контролю вооружения, военной техники и технологий МО
РФ Андрея Логвиненко на неожиданное для него появление в Каспийске
(одновременно с американцами) представителей прессы. Официально
сославшись на соображения секретности ('), он пытался запретить
журналистам вход на базу, а в последовавшей затем приватной беседе
пояснил, что в его задачу входит недопущение утечки информации в
печать о российско-американских контактах по поводу экранопланов и
добавил, что после отъезда американцев мы можем снимать и писать что
угодно, но ни словом не упоминая об американском визите на бывший
секретный объект.

Исходя из этого можно считать,что вещей неизвестных нашему вероятному противнику в этой парадоксальной технике уже нет.
Посмотрим на эти красивые обводы ,как у быстроходного катера





А это специальная зацита (электро-химическая) от коррозии корпуса.Исключительно часто используемая в судостроении

Для смягчения посадки используется гидролыжа.Благодаря этому экраноплан может взлетать и садиться при волнении до 5 метров

Вид на гидролыжу с хвоста.

Шарнирное крепление гидролыжи.

Еще один вид на гидролыжу

Конструкции экранопланов

В конструкциях экранопланов можно выделить две школы: советскую (Ростислав Алексеев) с прямым крылом и западную (Александра Липпиша) с треугольным крылом (углом назад, то есть с обратной стреловидностью) с выраженным обратным поперечным V. Схема Р. Е. Алексеева требует большей работы по стабилизации, но позволяет двигаться с большими скоростями и в самолётном режиме.

Схема Липпиша включает средства снижения избыточной устойчивости (крыло с обратной стреловидностью и обратное поперечное V), что позволяет снизить недостатки балансировки экраноплана в условиях небольших размеров и скоростей.

Третьей предложенной схемой стала тандемная схема Г.Йорга (ФРГ) [1], однако несмотря на ряд преимуществ (автоматическая стабилизация) последователей пока не имеет.

Также идею экранного эффекта используют суда с динамической воздушной подушкой. В отличие от экранопланов высота их полета ещё ниже, но по сравнению с судами на подводных крыльях и на воздушной подушке они могут иметь большую скорость при меньших затратах энергии.

Вид на хвостовое оперение

Горизонтальные стабилизаторы

Одно из двух рабочих мест стрелков

Мы там внутри еще побываем

Вертикальные стабилизаторы

Теплозащита фюзеляжа от раскаленных газов при запуске ракет: сделана из тех же материалов ,что и наш шаттл

Перед хвостовым оперением и на нем ,находятся всевозможные рлс

Н асвоем горбу экраноплан несет шесть управляемых противокорабельных ракет «Москит» ПУ ПКР ЗМ-80. Залп четырьмя этими ракетами поражает корабль любой величины (включая авианосец), приводя к его затоплению

Вид с земли

Вид с крыла: видна дверь внутрь экраноплана.При нахождении на плаву: крылья имеют плавный сход в воду,что очень полезно при спуске на воду спасательных средств и сбор спасаемых.

И вход открыт

Изнутри на "крышу" экраноплана можно попасть несколькими способами.Один из них: люк перед первым рабочим местом стрелка и на уровне пилона двигателей.

Это вид на правый пилон

Вид на левый пилон

Вид со стороны кабины на пусковые установки и место стрелка

Вид с правого пилона

Вид на кабину,непонятный ассиметричный гребень

Вид на кокпит с пилона

Чуть ближе( видны зеркала заднего вида?)

Вид с правого пилона





Вид с левого пилона





Как сказали: труда идущая вдоль корпуса служит для подвешивания специальной беседки ,для обслуживания экраноплана

А теперь заберемся через этот люк на хвостовое оперение

Вид на левый горизонтальный стабилизатор

Люк и видимо антенна



Вид вперед с хвостового оперения





Морские огни на самой высокой точке экраноплана



Дальше немного общих видов: это вид с дока









Вид с берега

На переднем плане конструкция дока






Еще один общий вид.Лесенка у крыла используется для того чтобы попасть внутрь экраноплана



Грустный вид у него какой то!!!



А это внутренний вид рабочего места стрелка(затравка на следующий пост)



Думаю,что все получилось достаточно сумбурно.Пока я этот пост открою только для друзей,чтобы распространение фотографий не стало обвальным,как это произошло с постом про "Тайфун"


Буду всем очень признателен за поправки,добавления.Очень бы хотелось найти рассказы людей,которые ходили или летали на этой технике.Может кто нить кратко перескажет РЛЭ?

Потому как удалось найти только нечно типа:
В принципе такая же почти история была со знакомым литехой с экраноплана. Он только после учебки молодой попал сразу на машину штурманом. Как он рассказывал страху натерпелся-какой говорит там курс прокладывать, шум , грохот, трясет, нихрена не видно, в голове одна мысль -лишь бы живым оттуда выползти. Так и не смог привыкнуть-списали

Также буду весьма признателен если кто подскажет,как к топику можно прикрутить книги?
Comments 
5-дек-2009 03:46 pm none (UTC)
охренеть махина. Спасибо большое за фотографии и комментарии к ним
5-дек-2009 03:54 pm none (UTC)
нзчт:-)))
5-дек-2009 03:50 pm none (UTC)
ни хрена себе!!!

и это летает? о_0
5-дек-2009 04:24 pm none (UTC)
летает,но не высоко:-))
5-дек-2009 04:03 pm none (UTC)
потрясающе!
какими судьбами вы там оказались?

фоток как всегда непростительно много, но в этом случае грех жаловаться.
5-дек-2009 04:25 pm none (UTC)
очень хотелось на него посмотреть:-)))
5-дек-2009 04:17 pm none (UTC)
Очень интересно, спасибо!
5-дек-2009 04:26 pm none (UTC)
спасибо!!
5-дек-2009 04:21 pm none (UTC)
+1 Большое спасибо за фоторепортаж
5-дек-2009 04:23 pm none (UTC)
Спасибо, суперинтересно!
Вообще экранопланы - тема интересная, но сложная - при кажущейся простоте и достоинствах. Если б СССР не развалился, возможно со временем из этого что-нибудь бы получилось.
5-дек-2009 04:44 pm none (UTC)
Спасибо! Изумительный материал и фото!
5-дек-2009 04:56 pm none (UTC)
спасибо!очень интересно!и фотки классные!
5-дек-2009 04:58 pm none (UTC)
спасибо!
5-дек-2009 04:57 pm none (UTC)
а оно не работает, я так понимаю, да? спасибо за фото.
5-дек-2009 05:01 pm none (UTC)
все системы думаю работоспособны,правда не все из них запускаются регулярно,возможно,что ресурс у многих закончился,но так за ним очень хорошо следят.!!!!
5-дек-2009 04:58 pm none (UTC)
Спасибо огромное.
Жалко если к американцам уйдет наработанное.
5-дек-2009 05:04 pm none (UTC)
думаю,что уже все ушло.даже если не брать визит на базу американцев,надо учесть ,что сейчас основной рынок сбыта наших небольших экранопланов создаваемых цкб и его осколками: это сша и канада.Так что технологии давно там:-(((
5-дек-2009 05:01 pm none (UTC)
Офигенно. Это где, если не секрет?
5-дек-2009 05:07 pm none (UTC)
город Балтийск-дагестан 42°52′54″ с. ш. 47°39′24″ в. д. / 42.881667° с. ш. 47.656667° в. д.
5-дек-2009 05:12 pm none (UTC)
Спасибо, очень интересно. А где это находится?
5-дек-2009 05:22 pm none (UTC)
42°52′54″ с. ш. 47°39′24″ в. д. / 42.881667° с. ш. 47.656667° в. д. г.Балтийск Дагестан по координатам на него можно в гугл earth посмотреть
5-дек-2009 05:21 pm none (UTC)
спасибо! но тоскливо как-то..
5-дек-2009 05:24 pm none (UTC)
тоскливо,это потому что прожираем остатки великой империи:-((( тут куда ни попадешь: хоть тот же Байконур, ощущения будут похожие:-(((
5-дек-2009 05:23 pm none (UTC)
Я думаю, что если и работать над экранопланами в будущем, то начинать всё надо с нуля. Подход КБ Алексеева был сугубо корабельным, аэродинамика этих машин не рассчитывалась, а пробовалась экспериментальным путём с помощью масштабной модели.
Уверен, это не тот подход, с помощью которого можно добиться оптимальной весовой отдачи.

За пост огромное спасибо, никогда не видел Лунь в таких подробностях.
5-дек-2009 05:26 pm none (UTC)
нзчт!!! спасибо огромное людям,которые пытаются все это сохранить и преумножить!!!
5-дек-2009 05:23 pm none (UTC)
Охуительный агрегат ! Его в звездных войнах снимать можно без грима !
5-дек-2009 05:24 pm none (UTC)
Отличный отчет. Отличный самолет (судно?).
5-дек-2009 05:27 pm none (UTC)
спасибо!!!
5-дек-2009 05:43 pm none (UTC)
Мдаааа... Настоящий Летучий корабль!
Жаль что все похерили. Видел кино про его испытания, красиво он ходил\летал...
Спасибо большое за репорт
5-дек-2009 05:54 pm none (UTC)
впечатляет... только грустно за его судьбу.
фильм ещё как-то про Алексеева показывали по каналу Вести...
5-дек-2009 06:09 pm none (UTC)
сожженные крылья, если мне не изменяет память название фильма
5-дек-2009 06:35 pm none (UTC) - Вот это машина!
Какого красавца угробили...
5-дек-2009 07:25 pm none (UTC) - Re: Вот это машина!
он пока не угроблен и есть шанс на восстановление
5-дек-2009 06:39 pm none (UTC)
ждем фоторепортаж внутри!
5-дек-2009 06:44 pm none (UTC)
отличный репортаж! очень интересно
и грустно.
5-дек-2009 06:44 pm none (UTC)
омг, спасибо огромное! я все гадал, попилили его или нет, а тут такой шикарный репортаж! эх, "просрали полимеры!"(с)

а какова судьба "Спасателя"? он все еще в "Красном Сормово" хранится или распилен?
5-дек-2009 07:23 pm none (UTC)
спасатель все еще на стапелях. вроде решили его достраивать,да и лунь восстановить для начала используя движки и прочее со спасателя
5-дек-2009 06:50 pm none (UTC)
ушло в мемариз
пасиба
5-дек-2009 07:24 pm none (UTC)
:-)) спасибо
5-дек-2009 07:26 pm none (UTC)
Спасибо, очень интересно.
"Гребни" - явно антенны.
5-дек-2009 07:29 pm none (UTC)
видимо да,но почему не по центру?
5-дек-2009 07:29 pm none (UTC)
Вау! Вот это агрегат!
Отличный репортаж. С нетерпением ждем продолжения
5-дек-2009 07:30 pm none (UTC)
спасибо!!!
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
Страница загружена сент 14 2014, 8:01 pm GMT.